Вы здесь

Статья 13 ФЗ-31 О Мобилизации в РФ. Военно-транспортная обязанность

Новая редакция Ст. 13 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность.

2. Военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, в том числе на порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные организации и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств, а также на граждан - владельцев транспортных средств.

3. Возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 13 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Согласно ст. 8 ГК РФ из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, возникают гражданские обязанности. Настоящим ФЗ устанавливается одна из них - военно-транспортная обязанность, т.е. представление в нужный срок транспортных средств. Под ними понимаются железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.

Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.

Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время.

Обязательства по военно-транспортной обязанности вытекают из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил, контрактов, положений, должностных инструкций, распоряжений и установок руководителей. Правовой основой военно-транспортной обязанности служат настоящий ФЗ, Указ Президента РФ от 2 октября 1998 г. N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности", Постановление Правительства РФ от 14 июня 2000 г. N 449 "О государственной приемке кораблей и морских судов обеспечения" и другие нормативные акты.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

2. В соответствии с настоящим ФЗ, Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. N 1175 военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации. В это число входят также объекты, обеспечивающие работу транспортных средств, - порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные организации и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств. Военно-транспортную обязанность несут и граждане - владельцы транспортных средств.

В мирное время федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации военно-транспортную обязанность исполняют путем проведения мероприятий, связанных с учетом транспортных средств, а также путем заблаговременной подготовки транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, и обеспечения работы этих транспортных средств в соответствии с мобилизационными заданиями. В период мобилизации и в военное время она реализуется путем предоставления войскам, формированиям и органам транспортных средств и обеспечения их работы в соответствии с мобилизационными заданиями.

В этих целях мобилизационные задания устанавливаются:

- федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - Правительством Российской Федерации;

- органам местного самоуправления - главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные органы обеспечивают исполнение военно-транспортной обязанности организациями, находящимися на их территориях;

- организациям - в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечни транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, установлены Приказом Минобороны РФ от 31 декабря 1999 г. N 628 "Об утверждении Перечней техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и органам, и Инструкции по учету в Вооруженных Силах Российской Федерации техники, гужевого и вьючного транспорта организаций и граждан, имущества организаций и ремонтных организаций", Приказом Минобороны РФ от 4 декабря 2000 г. N 570 "Об утверждении Перечней транспортных, промысловых и специальных судов, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и органам, и Инструкции о порядке учета в Вооруженных Силах Российской Федерации транспортных, промысловых и специальных судов" по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В указанных выше актах устанавливаются процентные нормы и лимиты предоставляемых транспортных средств.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют подготовку и обеспечение работы транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам. Минобороны России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России определяет перечень мероприятий и обязательных требований, а также формы документов, определяющих мобилизационную готовность и обеспечение работы транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам.

Отбор транспортных средств организаций для обеспечения мобилизационной готовности должен проводиться совместно с представителями войск, формирований и органов, в которые они должны поставляться.

В этих целях транспортные средства должны содержаться в состоянии готовности к предоставлению войскам, формированиям и органам. Организации обязаны производить подготовительные мероприятия для установки на представляемые транспортные средства специального оборудования, а также проверки наличия и технического состояния транспортных средств в соответствии с требованиями действующих инструкций и правил. Для поддержания в исправном состоянии транспортных средств осуществляется накопление, хранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного резерва и другого имущества в соответствии с мобилизационными заданиями.

В необходимых ситуациях организации должны обеспечить представление войскам, формированиям и органам информации о наличии и техническом состоянии транспортных средств.

Для проведения проверок мобилизационной готовности транспортных средств организации обязаны обеспечивать доступ представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, военных комиссариатов (органов военного управления) и войск, формирований и органов.

Порядок, пункты передачи и сроки предоставления транспортных средств войскам, формированиям и органам устанавливаются Минобороны России, соответствующая информация доводится до организаций в мирное время.

Организации предоставляют транспортные средства войскам, формированиям и органам в установленные сроки в пунктах передачи с соответствующей документацией, в технически исправном состоянии.

Доставка транспортных средств в пункты передачи, проведение подготовительных мероприятий для установки на них специального оборудования, переоборудование или дооборудование транспортных средств производятся силами и средствами организаций.

В мирное время войска, формирования и органы имеют право привлекать предназначенные для предоставления им транспортные средства (за исключением транспортных средств, находящихся в собственности граждан). Это происходит в случае проведения учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных заданий, а также в ходе опытных мероприятий по переоборудованию и (или) дооборудованию транспортных средств, соответствующих испытаний специального оборудования, устанавливаемого на них, и проверок готовности транспортных средств к предоставлению войскам, формированиям и органам.

Количество транспортных средств, привлекаемых в указанных случаях войсками, формированиями и органами, и сроки их привлечения определяются Правительством Российской Федерации.

Военно-транспортная обязанность исполняется гражданами в военное время путем предоставления войскам, формированиям и органам тех транспортных средств, которые в них применяются. При этом гражданам выдаются документы, подтверждающие предоставление ими транспортных средств.

Перечни транспортных средств, подлежащих предоставлению войскам, формированиям и органам гражданами, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

Порядок учета транспортных средств граждан определяется Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. В этих целях, согласно Постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", издан совместный Приказ МВД РФ и Минобороны РФ от 21 сентября 2009 г. N 724/881 "О порядке взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов при предоставлении сведений о транспортных средствах, зарегистрированных за гражданами Российской Федерации и подлежащих учету в военных комиссариатах". Об этом свидетельствует и Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".

Регистрация, изменение регистрационных данных, связанное с изменением типа (назначения) транспортных средств или сведений о собственнике, снятие с регистрационного учета автомобилей, автомобильных прицепов и полуприцепов к ним, автобусов, автомобильных кранов, мотоциклов тяжелого класса с коляской, принадлежащих юридическим лицам, а также указанные действия в отношении легковых автомобилей повышенной проходимости (полноприводных) отечественного производства, грузовых автомобилей и специальных автомобилей на шасси грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов к ним, автомобильных кранов, автобусов и мотоциклов тяжелого класса с коляской, принадлежащих физическим лицам, производятся после соответствующей отметки военного комиссариата на заявлениях собственников или владельцев транспортных средств о совершении регистрационных действий либо в иных документах в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное положение не применяется в отношении транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, иностранным и международным (межгосударственным) организациям, иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Проверка технического состояния транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, проводится подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и другими органами государственного надзора и контроля за техническим состоянием транспортных средств в Российской Федерации с участием представителей войск, формирований и органов. Примерами служат Приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. N 500 "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Приказ Росморречфлота от 13 апреля 2005 г. N 9 "Об утверждении Устава Федерального государственного учреждения "Российский речной регистр" и Приказ Минтранса РФ от 26 сентября 2001 г. N 144 "Об утверждении Правил государственной регистрации судов".

3. Финансирование и стимулирование исполнения военно-транспортной обязанности осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением войскам, формированиям и органам транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного положения издан Приказ Минтранса РФ от 23 августа 2005 г. N 97 "Об утверждении Правил предоставления в 2005 году субсидий организациям транспорта, осуществляющим приобретение автомобильной техники для пополнения подвижного состава автомобильных колонн войскового типа".

Субсидии предоставляются организациям за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели по разделу "Национальная экономика", подразделу "Транспорт" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, на каждую единицу новой автомобильной техники отечественного производства при условии ее приобретения и зачисления в установленном порядке в штат автомобильной колонны войскового типа и отсутствия у организаций просроченной задолженности по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Гражданину и частному предприятию компенсация выплачивается от балансовой (остаточной) стоимости транспорта. Государственное предприятие предоставляет транспорт за счет своих фондов.

Вместе с тем существуют права организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на льготы по налогу на имущество предприятий в отношении мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей, льготы по налогу на имущество организаций в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве (согласно п. 8 ст. 381 Налогового кодекса РФ), льготы по земельному налогу за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, за земельные участки, непосредственно занятые законсервированными и (или) не используемыми в текущем производстве объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, непосредственно занятые объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве, всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам (согласно п. 3 ст. 395 Налогового кодекса РФ), а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана (согласно подп. 17 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Для документального подтверждения права на льготы по налогу на имущество организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, подготавливают Перечень имущества мобилизационного назначения. В Перечень включаются объекты, учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств, производственные мощности (мобилизационные мощности) которых необходимы для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) и (или) установленных задач по мобилизационной работе.

Порядок оформления льгот указан в письме Минфина РФ от 17 августа 2005 г. N 03-06-02-02/68.

4. В соответствии с настоящим ФЗ издан Указ Президента РФ от 2 октября 1998 г. N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности". Этим нормативным актом определяется порядок исполнения военно-транспортной обязанности. Положение устанавливает, что военно-транспортная обязанность распространяется на:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

- организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, а также на организации, обеспечивающие работу транспортных средств, в том числе порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации;

- граждан - владельцев транспортных средств.

Так, например, в ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" указано, что в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется государственное регулирование.

В соответствии с Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" Правительство Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации полномочия акционера единого хозяйствующего субъекта в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и об акционерных обществах. Единый хозяйствующий субъект обеспечивает осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке, в том числе техническому прикрытию объектов железнодорожного транспорта, гражданской обороне в соответствии с установленным заданием и несет ответственность за их осуществление, а также предоставляет органам внутренних дел на транспорте и органам специальных перевозок, военно-транспортным органам необходимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы единого хозяйствующего субъекта, связанные с осуществлением указанных в настоящем пункте мероприятий, компенсируются за счет средств федерального бюджета.

На основе Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", Постановления Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" и иных нормативных правовых актов, которые обеспечивают мобилизационную подготовку, а также контроль и координацию деятельности в этой области, происходит исполнение военно-транспортной обязанности на морском и речном флоте.

Подготовка и обеспечение работы транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями и включает в себя выполнение мероприятий и обязательных требований по обеспечению мобилизационной готовности указанных транспортных средств в соответствии с Положением и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам военно-транспортной обязанности. Так, например, согласно Постановлению Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", транспортные средства, предназначенные для Вооруженных Сил РФ при мобилизационной подготовке и мобилизации, могут быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Военно-транспортная обязанность не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, иностранные и международные организации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

По запросам военных комиссариатов (органов военного управления) Государственный комитет Российской Федерации по статистике, его территориальные органы, другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации обязаны представлять информацию о наличии и техническом состоянии транспортных средств.

Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Минобороны России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются порядок представления и форма государственной отчетности о транспортных средствах.

Контроль за готовностью транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, военные комиссариаты (органы военного управления), войска, формирования и органы и осуществляется в ходе проведения проверок мобилизационной готовности этих транспортных средств и организации их учета, а также в ходе проведения мероприятий.

Новый комментарий к статье 13 закона о Мобилизации 2024 года

Статья 13 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" регулирует вопросы, связанные с военно-транспортной обязанностью в период мобилизации и военного времени. Данная статья определяет круг организаций и граждан, на которых распространяется данная обязанность, а также принципы возмещения убытков, связанных с предоставлением транспортных средств и другого имущества.

Согласно статье, военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также на организации и граждан, включая владельцев транспортных средств. В период мобилизации и военного времени они обязаны предоставлять транспортные средства и другое имущество для обеспечения нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов безопасности.

Кроме того, статья устанавливает порядок возмещения убытков, понесенных организациями и гражданами при предоставлении указанного имущества. Возмещение осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Это гарантирует, что организации и гражданы не понесут непропорциональные убытки в связи с выполнением военно-транспортной обязанности.

Исполнение военно-транспортной обязанности регламентируется Положением о военно-транспортной обязанности, которое утверждается Президентом Российской Федерации. Это документ, определяющий конкретные меры и процедуры, которые должны быть выполнены при осуществлении данной обязанности.

Данная статья является важным элементом законодательства, регулирующего военно-транспортную обязанность в период мобилизации и военного времени. Она определяет круг субъектов, на которых распространяется данная обязанность, включая федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления, организации и граждан, владеющих транспортными средствами.

Установление военно-транспортной обязанности является необходимым для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других военных формирований в транспортных ресурсах в условиях мобилизации и военного времени. Военно-транспортная обязанность предусматривает обязательное предоставление транспортных средств и другого имущества для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Важным аспектом статьи является вопрос возмещения убытков, понесенных организациями и гражданами при выполнении военно-транспортной обязанности. Они могут быть возмещены соответствующими государственными органами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Это обеспечивает справедливость и соответствие закона интересам общества.

Статья 13 также указывает на важность Положения о военно-транспортной обязанности, которое утверждается Президентом Российской Федерации. Этот документ детализирует конкретные меры и процедуры, которые должны быть выполнены при исполнении военно-транспортной обязанности.