Вы здесь

Статья 12 ФЗ-31 О Мобилизации в РФ. Мобилизационные органы

Новая редакция Ст. 12 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы.

2. Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники.

3. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций.

4. Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти и организациях, определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

5. Положения о мобилизационных органах, создаваемых в федеральных органах государственной власти, утверждаются руководителями этих федеральных органов.

6. Положение о федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, создаваемом в соответствии с Федеральным законом "Об обороне", утверждается Президентом Российской Федерации.

7. Утратил силу с 1 января 2005 г.

8. Мобилизационные органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, их структура и штаты создаются и определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в зависимости от объема мобилизационных заданий или задач по проведению мероприятий по переводу экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в условиях военного времени.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

Комментарий к Ст. 12 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация, а также контроль за данной деятельностью требуют большого объема работы и профессионального подхода к ней. Для этих целей необходимы специалисты, имеющие соответствующую подготовку. Настоящим ФЗ, Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. N 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации" предусмотрено создание мобилизационных органов в федеральных органах государственной власти, федеральных органах исполнительной власти и организациях, имеющих мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе. На них возлагается организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также контроль за их проведением. Ведущей задачей моборганов является обеспечение готовности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций к переводу на работу в условиях военного времени. На них возложена организация разработки мобилизационных планов, координация проведения мобилизационных мероприятий в подведомственных учреждениях и организациях, а также организация осуществления методического обеспечения этих мероприятий. Мобилизационные органы также осуществляют меры по защите государственной тайны при проведении мобилизационных работ и т.д.

2. Важное место в формировании мобилизационных органов занимают структура и штаты, которые определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. Порядок и условия их определения устанавливаются настоящим ФЗ, Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. N 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации", Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2003 г. N 142-13 "Об утверждении Примерного положения о мобилизационных органах в РФ" (не опубликовано) и рядом других нормативных правовых актов.

Организационное построение мобилизационных органов, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей, является структурой. На ее основе готовится штатное расписание, содержащее в себе перечень наименований должностей, их количество, классные чины, размеры должностных окладов и т.д.

Структура и штаты определяются нормативным документом, издаваемым соответствующим ведомством. Штатным расписанием является документ, описывающий структуру мобилизационного органа и включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов и т.д. На его основе определяется штатная численность, т.е. количество должностей. В федеральных органах государственной власти, федеральных органах исполнительной власти и организациях в зависимости от нагрузки и определенной численности могут создаваться мобилизационные управления, отделы, сектора или группы. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач и лимита численности сотрудников вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники.

После утверждения структуры и штата проводятся организационно-штатные мероприятия, т.е. работа, направленная на подбор кадров, назначение их на должности, а также внесение изменений и дополнений в структуру и штатное расписание. Она направлена на рациональное и эффективное использование кадровых ресурсов, выделяемых учреждениям и организациям для выполнения возложенных на них задач и функций мобилизационной подготовки и мобилизации.

При создании мобилизационных органов должна соблюдаться государственная штатная дисциплина - точное и неукоснительное выполнение установленного законодательством Российской Федерации порядка разработки, утверждения и внесения изменений в штатные расписания, использования штатной численности по определенному штатным расписанием предназначению. Мобилизационные органы являются структурными подразделениями соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций, действующими на основании организационно-штатного документа, подписанного руководителем учреждения.

В данной деятельности необходимо строго соблюдать лимит численности, т.е. предельную численность, выделяемую в установленном порядке для создания и развития структуры. Из нее вытекают штатная и фактическая численность. Штатная численность определяется штатным расписанием исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 определяется число работников, осуществляющих воинский учет в организациях. Им установлены определенные нормы. В том случае, когда на воинском учете стоит менее 500 граждан, данную обязанность исполняет по совместительству 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству. При наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан положен 1 освобожденный работник, от 2000 до 4000 - 2 освобожденных работника. На каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете, вводится 1 освобожденный работник.

3. В структуре соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций мобилизационные органы являются самостоятельными подразделениями, не объединяются с другими подразделениями, и на них не возлагаются несвойственные им функции. Данное положение зафиксировано Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти". На этом основании руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций. Они не совмещают данные должности с руководством другими отделами. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники несут персональную ответственность за выполнение возложенных на подразделение функций и за обеспечение работы отдела в условиях мирного и военного времени.

4. Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти и организациях, определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2003 г. N 142-13 "Об утверждении Примерного положения о мобилизационных органах в РФ".

На мобилизационные органы возлагаются следующие основные функции и обязанности:

- организация подготовки федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, к работе в период мобилизации и в военное время;

- разработка проектов нормативных актов, методических документов и мобилизационных планов перевода федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе на особый период;

- организационное и методическое обеспечение планов на расчетный год;

- учет и контроль за созданием (сохранением) мобилизационных мощностей в промышленности, выполнением мобилизационных заданий (работ) на транспорте, в здравоохранении, торговле, связи и других сферах деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе;

- разработка и осуществление мероприятий, связанных с обеспечением взаимодействия с военными комиссариатами по вопросам оборонных мероприятий и мобилизационной подготовки;

- разработка предложений и осуществление мероприятий по подготовке и ведению нормированного снабжения населения продовольствием и товарами первой необходимости в военное время;

- контроль за накоплением и содержанием материальных ценностей в мобилизационном резерве в федеральных органах государственной власти, федеральных органах исполнительной власти и организациях, имеющих мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе;

- учет и бронирование за федеральными органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе в период мобилизации и в военное время военнообязанных высококвалифицированных рабочих и служащих;

- подготовка предложений по финансированию мероприятий по мобилизационной подготовке федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, за счет федерального, областного и местного бюджетов;

- участие в подготовке договоров на выполнение федеральными органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе мобилизационных заданий;

- участие в создании страхового фонда документации на важнейшую продукцию и технику, включенные в мобилизационные планы;

- подготовка материалов и предложений мобилизационным вопросам для рассмотрения в Правительстве РФ, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местном самоуправлении;

- создание и содержание в рабочем состоянии запасных пунктов управления;

- контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности защитных сооружений федеральных органах государственной власти, федеральных органах исполнительной власти и организаций, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для укрытия рабочих и служащих, продолжающих свою деятельность в военное время;

- контроль за своевременным приобретением и содержанием на складах имущества гражданской обороны и т.д.

Мобилизационные органы имеют право запрашивать в подразделениях федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций необходимые сведения для выполнения возложенных на них задач. Они могут привлекать в установленном порядке к разработке мобилизационных документов другие структурные подразделения учреждений. Мобилизационные органы обязаны проводить проверки выполнения мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации. Они обязаны вести в установленном порядке переписку с органами исполнительной власти по вопросам мобилизации. Мобилизационные органы должны готовить распоряжения федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. Они вносят в установленном порядке предложения по финансированию мероприятий по мобилизационной подготовке.

5. На основании настоящего ФЗ, Постановления Правительства РФ от 6 марта 2003 г. N 142-13 "Об утверждении Примерного положения о мобилизационных органах в РФ" руководители федеральных органов государственной власти, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утверждают положения о мобилизационных органах, создаваемых в этих федеральных органах. В данном документе отражается ряд направлений мобилизационных органов. Он дает право на осуществление распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, а также мер государственного принуждения (в случаях, предусмотренных федеральными законами). На основании Положения моборганы осуществляют подготовку мобилизационных планов и иных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства РФ, взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.

В Положении определяются основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности соответствующих руководителей и иных должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, порядок представления отчетности, а также порядок контроля за деятельностью моборгана.

6. В соответствии с ФЗ "Об обороне", Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" создается федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации. Им является Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП). Положение о данном органе утверждено Указом Президента РФ от 7 сентября 2004 г. N 1146.

Руководство деятельностью ГУСПа осуществляет Президент РФ, т.к. оно в пределах своей компетенции осуществляет функции по обеспечению исполнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

В перечень основных задач Главного управления специальных программ включена организация обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Аппарата Правительства РФ (далее - государственные органы). Оно осуществляет мобилизационную подготовку и организацию обеспечения мобилизации Администрации Президента РФ.

ГУСП обеспечивает в пределах своей компетенции согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, имеющих мобилизационные задания, в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Оно осуществляет контроль в пределах своей компетенции за исполнением указов, распоряжений и поручений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

На Главное управление специальных программ возложена организация обеспечения функционирования пунктов управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации и иных специальных объектов мобилизационного назначения, отнесенных к ведению ГУСПа (далее - специальные объекты), и объектов их инфраструктуры. ГУСП занимается организацией обеспечения работы, жизнедеятельности и безопасности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, Руководителя Администрации Президента России, а также иных должностных лиц в период их пребывания на указанных объектах. В этих целях ГУСП осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, которая действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 350 "Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации". Главное управление специальных программ является юридическим лицом, имеет условные наименования, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и бланки установленного образца (в том числе под условными наименованиями ГУСПа) и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГУСП имеет геральдический знак - эмблему и флаг, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

Финансирование расходов на содержание ГУСПа осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. В этих целях оно осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на него функций.

Для осуществления функциональных обязанностей в мобилизационной подготовке и мобилизации ГУСПу предоставлены определенные полномочия. Оно вносит Президенту России и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента России и Правительства РФ, а также другие документы, по которым требуется решение Президента России или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, а также подготавливает Президенту России в установленном порядке ежегодный сводный доклад о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации.

ГУСП самостоятельно в пределах предоставленных полномочий осуществляет правовое регулирование по вопросам, относящимся к его сфере деятельности. Ему даны полномочия по организации и осуществлению реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих и строительству новых специальных объектов и объектов их инфраструктуры, разработке, созданию и модернизации специальных систем, комплексов и оборудования, предназначенных для оснащения специальных объектов, а также проведению в этих целях научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, в том числе в составе специальных программ, решения о выполнении которых приняты Президентом РФ или Правительством РФ. Данная деятельность происходит в целях обеспечения выполнения работ по мобилизационной подготовке и мобилизации государственных органов и Администрации Президента РФ.

Для достижения поставленных задач и реализации предоставленных полномочий Главное управление специальных программ осуществляет определенные функции в установленной сфере деятельности. Оно разрабатывает мероприятия по обеспечению перевода государственных органов и Администрации Президента РФ на работу в условиях военного времени, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, имеющих мобилизационные задания, в области мобилизационной подготовки и мобилизации. В этих целях ГУСП организует разработку и ведение мобилизационных документов Президента России и Администрации Президента РФ. В его функции входит осуществление методического обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, имеющих мобилизационные задания, в том числе разработка и рассылка необходимых методических документов, а также в установленном порядке - проведение с указанными органами и организациями мобилизационных тренировок и учений.

Важной обязанностью ГУСПа является обеспечение оперативной готовности, контроля за функционированием, совершенствования и развития системы оповещения государственных органов, органов исполнительной власти и организаций, а также функционирование Центра оповещения Администрации Президента РФ и системы оповещения Аппарата Правительства РФ.

В соответствии с Положением ГУСП через Службу специальных объектов при Президенте РФ организует и обеспечивает поддержание готовности специальных объектов и объектов их инфраструктуры, деятельность государственных органов при создании, совершенствовании и в процессе функционирования их запасных пунктов управления, а также в ходе развития единой сети ЗПУ.

На ГУСП возложена организация в установленном порядке воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время работников Администрации Президента России, Аппарата Правительства РФ, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, аппаратов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также работников ГУСПа.

Для обеспечения своей полноценной деятельности ГУСП размещает в установленном порядке заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности. В целях дальнейшего развития в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации оно организует и осуществляет в установленной сфере деятельности разработку и реализацию федеральных целевых, комплексных целевых и специальных секретных государственных программ, проводит государственную экспертизу проектной документации специальных объектов и объектов их инфраструктуры и государственную экспертизу результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, а также осуществляет государственный строительный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области обеспечения промышленной безопасности, безопасной эксплуатации энергетических и тепловых установок и сетей, строительства, реконструкции и капитального ремонта специальных объектов и объектов их инфраструктуры.

Для обеспечения своей деятельности Главное управление специальных программ в пределах своей компетенции проводит защиту сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет собственную мобилизационную подготовку, кадровое обеспечение, устанавливает порядок работы с документами, осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов.

Для реализации предоставленных полномочий ГУСП даны определенные права. Оно может издавать индивидуальные правовые акты и иные правовые акты по вопросам мобилизационной подготовки государственных органов, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также по вопросам содержания, строительства, реконструкции, технического перевооружения и функционирования специальных объектов и ЗПУ. ГУСПу предоставлено право докладывать Президенту России или в Правительство РФ о действиях государственных органов и должностных лиц, влекущих за собой несоблюдение основных принципов и содержания мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

По согласованию с государственными органами, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ГУСП может проводить проверки состояния мобилизационной подготовки указанных органов и готовности их ЗПУ. Ему дано право использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи.

Главное управление специальных программ имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к его компетенции, давать разъяснения юридическим и физическим лицам, привлекать в установленном порядке научные и иные организации, ученых и специалистов для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, образовывать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности. Оно вправе учреждать в установленном порядке ведомственные награды и знаки отличия и награждать ими своих работников, военнослужащих, лиц гражданского персонала и иных лиц, оказывающих содействие ведомству в осуществлении возложенных на него полномочий.

ГУСП не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, кроме случаев, предусмотренных указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и положением.

Главное управление специальных программ Президента РФ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом России. Их количество утверждает глава государства. В ГУСПе образуется коллегия в составе начальника ГУСПа (председатель коллегии), его заместителей, руководителей структурных подразделений ГУСПа и других лиц.

В Положении о ГУСПе, утвержденном Указом Президента России от 7 сентября 2004 г. N 1146, подробно перечислены права и обязанности его начальника.

Начальник ГУСПа несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ГУСП задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

7. На основании настоящего ФЗ, Постановления Правительства РФ от 6 марта 2003 г. N 142-13 "Об утверждении Примерного положения о мобилизационных органах в РФ" в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления создаются мобилизационные органы. Решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в зависимости от объема мобилизационных заданий или задач по проведению мероприятий по переводу экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в условиях военного времени определяются их структура и штаты. Мобилизационные органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления являются структурными подразделениями администраций.

Примером может служить Указ губернатора Орловской области от 15 апреля 2009 г. N 99 "О положении о мобилизационном управлении аппарата Губернатора и Правительства Орловской области". В Чердынском районе Пермского края структура и штат мобилизационного отдела утверждены Постановлением главы администрации от 11 ноября 2004 г. N 747.

На основании таких актов мобилизационные органы исполняют возложенные на них функции, в т.ч. по участию в подготовке договоров на выполнение учреждениями, предприятиями и организациями мобилизационных заданий, организации военно-экономических и командно-штабных учений (тренировок) по мобилизационному развитию территории.

В целях организации и обеспечения сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица:

- осуществляют первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев) на их территории;

- выявляют совместно с органами внутренних дел граждан, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев) на их территории и подлежащих постановке на воинский учет;

- ведут учет организаций, находящихся на их территории, и контролируют ведение в них воинского учета;

- ведут и хранят документы первичного воинского учета в машинописном и электронном видах в порядке и по формам, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Новый комментарий к статье 12 закона о Мобилизации 2024 года

Статья 12 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" регулирует вопросы, связанные с созданием и функционированием мобилизационных органов. Она определяет роль и ответственность данных органов в организации и контроле за мероприятиями по мобилизационной подготовке и мобилизации.

Согласно статье, федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти и организации, имеющие мобилизационные задания или задачи по мобилизационной работе, создают мобилизационные органы. Структура и штаты этих органов определяются в зависимости от объема и характера мобилизационных заданий или задач. В случае небольшого объема мобилизационных задач могут назначаться мобилизационные работники, а не создаваться отдельные органы.

Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций. Их функции, права и обязанности определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Кроме того, статья устанавливает, что положения о мобилизационных органах, создаваемых в федеральных органах государственной власти, утверждаются руководителями этих федеральных органов. Положение о федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

Кроме того, статья указывает, что мобилизационные органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, их структура и штаты создаются и определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это означает, что на уровне регионов и муниципалитетов также формируются мобилизационные органы, соответствующие объему и характеру мобилизационных задач и мероприятий по переводу экономики на работу в условиях военного времени.

Статья 12 закона устанавливает ясные принципы и порядок создания мобилизационных органов на разных уровнях, а также определяет их подчинение и функциональные обязанности. Это важно для эффективного планирования, координации и контроля мероприятий, связанных с мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации.

Создание мобилизационных органов позволяет централизованно координировать деятельность в области мобилизационной подготовки и мобилизации на всех уровнях власти. Такая система обеспечивает эффективное функционирование и управление в условиях возможной мобилизации, а также позволяет гарантировать максимальную готовность государства и общества к защите национальных интересов в случае вооруженного конфликта или угрозы безопасности.

В целом, статья 12 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" является важным элементом регулирования организационных аспектов мобилизационной системы, обеспечивающей готовность государства и общества к решительным действиям в интересах национальной безопасности.