Вы здесь

Статья 11 ФЗ-31 О Мобилизации в РФ. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации

Новая редакция Ст. 11 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

2. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, а также организаций определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

3. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководители органов исполнительной власти (руководители территориальных органов исполнительной власти) субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций несут персональную ответственность за осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации полномочий федеральных органов исполнительной власти, полномочий и функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и за исполнение обязанностей, возложенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации на организации, соответственно.

Комментарий к Ст. 11 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Комплекс организационно-правовых, распорядительных действий по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также установление оптимальной структуры эффективного их проведения является организацией. Последовательность, очередность, ход следования данных действий относятся к порядку.

Важными слагаемыми регламентации, организации и порядка мобилизационной подготовки и мобилизации являются правовые нормы, т.е. общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение. Они выражаются в виде нормативных правовых актов. Под ними понимаются письменные официальные документы, которые в пределах их компетенции принимают в определенной форме правотворческие органы. Нормативные правовые акты направлены на установление, изменение или отмену правовых норм. Настоящим ФЗ предусмотрено издание нормативных правовых актов Президента России, Правительства РФ, которыми определяются организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

В соответствии с Конституцией РФ, ст. 3 настоящего ФЗ Президент России издает указы и распоряжения. Вопросы мобилизации и мобилизационной подготовки регулируют: Указ Президента РФ от 14 ноября 1997 г. N 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации", Указ Президента РФ от 2 октября 1998 г. N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности", Указ Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 350 "Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации", Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", Указ Президента РФ от 7 сентября 2004 г. N 1146 "Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации", Указ Президента РФ от 21 января 2005 г. N 56с "Вопросы Федеральной службы по оборонному заказу", Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации", Указ Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", Указ Президента РФ от 6 февраля 2008 г. N 138 "Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу", Указ Президента РФ от 23 октября 2008 г. N 1515 "О федеральном государственном учреждении "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации", Указ Президента РФ от 28 марта 2011 г. N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации", распоряжение Президента РФ от 10 августа 2004 г. N 363-рп.

К направлениям мобилизационной подготовки и мобилизации относятся:

- прогнозирование и оценка мобилизационной готовности;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

- правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

- разработка, производство и совершенствование систем управления мобилизационной подготовкой и мобилизации;

- планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

- мобилизационная подготовка органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

- создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

- планирование и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

- развитие науки в интересах мобилизационной подготовки и мобилизации;

- координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

- финансирование расходов мобилизационной подготовки и мобилизации, а также контроль за расходованием средств, выделенных на эти цели;

- международное сотрудничество в мобилизационной подготовки и мобилизации;

- другие мероприятия в области мобилизационной подготовке и мобилизации.

Порядок работы по большинству направлений в области мобилизационной подготовки и мобилизации конкретизируют нормативные правовые акты, изданные Правительством РФ. Об этом свидетельствуют Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 222 "Об утверждении Положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы", Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях", Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", Постановление Правительства РФ от 30 марта 2010 г. N 194 "Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 134-р, распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. N 2205-р и ряд других нормативных актов.

2. Настоящим ФЗ установлено, что организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, а также организаций определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ. В этих целях, в частности, изданы Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 860-44 "О мобилизационном плане экономики Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 7 мая 2006 г. N 278 "О Положении о Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" и другие документы.

Осуществление методического руководства и контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мобилизационной подготовки возложено Правительством Российской Федерации на Минэкономразвития России. Примером такой работы является совместный Приказ Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, ФСНС РФ от 2 декабря 2002 г. N ГГ-181/13-6-5/9564, БГ-18-01/3 "Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики".

3. Согласно настоящему ФЗ, ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Указу Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", Постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" и ряду других правовых актов должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, создают необходимые условия работникам мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа (ст. 21.1).

Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, согласно ст. 21.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа.

Административный штраф налагается и за непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 21.4 КоАП РФ несообщение в установленный срок должностным лицом органа государственной службы медико-социальной экспертизы в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами влечет наложение административного штрафа. Такое же наказание назначается за несообщение в установленный срок должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа.

Новый комментарий к статье 11 закона о Мобилизации 2024 года

Согласно данной статье, организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Это означает, что основные положения и требования к мобилизационной подготовке и мобилизации в указанных сферах устанавливаются президентскими указами и правительственными постановлениями.

Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, а также организаций определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Это означает, что правительство определяет конкретные требования и меры, которые должны быть предприняты в отношении экономической сферы при мобилизационной подготовке и мобилизации.

Статья также указывает, что руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций несут персональную ответственность за осуществление полномочий, функций и обязанностей, связанных с мобилизационной подготовкой и мобилизацией в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Это означает, что указанные лица несут ответственность за правильное исполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации, а также за обеспечение выполнения требований, установленных федеральными законами и нормативными актами, в отношении организаций.

Такая персональная ответственность руководителей и должностных лиц подчеркивает важность руководства и контроля на всех уровнях в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Это направлено на обеспечение эффективности и успешности мероприятий по мобилизационной готовности и возможности быстрого перехода к мобилизационным действиям в случае необходимости.

Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации являются сложными и многогранными процессами, которые требуют согласованного и координированного действия различных органов и уровней власти. Установление четких норм и правил, а также назначение ответственных лиц, способствуют эффективной организации и выполнению задач в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

В целом, статья 11 закона обозначает важность грамотной организации и координации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации на различных уровнях власти. Она подчеркивает значимость персональной ответственности руководителей и должностных лиц за выполнение своих обязанностей и обеспечение соблюдения законодательных требований в данной области.