Вы здесь

Статья 7 ФЗ-31 О Мобилизации в РФ. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

Новая редакция Ст. 7 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:

1) организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию;

2) руководят мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3) создают мобилизационные органы;

4) определяют необходимые объемы финансирования работ по мобилизационной подготовке;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

7) заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

8) при объявлении мобилизации организуют во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени;

9) вносят в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

11) организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

12) организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.

2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Комментарий к Ст. 7 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Правительству Российской Федерации Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. N 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации" поручено определять полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также осуществлять руководство их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

1) Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий, предоставленных настоящим ФЗ, организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию. Примером такой деятельности являются положения Приказа Министра здравоохранения и социального развития РФ от 11 мая 2005 г. N М-11с, который определяет задачи и функции, устанавливает права и обязанности, а также ответственность по мобилизационной подготовке в период мобилизации и в военное время в сфере здравоохранения и социального развития.

Другие федеральные органы исполнительной власти также занимаются организацией и обеспечением деятельности в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Так, учебные заведения с помощью мобилизационных органов Рособразования, Минобрнауки России, а также иных заинтересованных федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных объединений и организаций готовятся к особому периоду. Ведущим федеральным органом исполнительной власти в организации и обеспечении в области мобилизационной подготовки является Министерство обороны Российской Федерации, которое в данной деятельности организует взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ и местным самоуправлением. В соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны РФ в данной работе:

- разрабатывает предложения по мобилизационным планам экономики Российской Федерации, по плану технического прикрытия инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации и по плану гражданской обороны;

- обеспечивает мобилизационное развертывание других войск, воинских формирований и органов;

- организует и проводит мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности;

- организует и проводит мероприятия оперативной, боевой и мобилизационной подготовки;

- координирует оперативную и мобилизационную подготовку войск, воинских формирований и органов, осуществляет контроль состояния их мобилизационной готовности;

- подготавливает предложения по численности граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу, военные сборы, устанавливает количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской Федерации, распределяет их между Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами и т.д.

В этих целях Минобороны представляет Президенту Российской Федерации на утверждение план применения Вооруженных Сил и мобилизационный план Вооруженных Сил. Оно представляет в Правительство Российской Федерации федеральную государственную программу вооружения, федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, предложения по объемам накопления материальных средств в государственном материальном резерве и их размещению, проекты положений о воинском учете, о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, о порядке обеспечения из местных ресурсов мобилизационной потребности воинских частей и соединений, о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, о проведении военных сборов, о военно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу, проект перечня военно-учетных специальностей, а также проекты актов Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Минобороны России.

2) Федеральным органам исполнительной власти настоящим ФЗ даны полномочия по руководству мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения. В качестве примера можно привести Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 2 февраля 2011 г. N ГК-76фс "Об организации мобилизационной подготовки в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта", Приказ Федерального агентства по образованию от 30 мая 2006 г. N 453 "Об утверждении Положения о подготовке подведомственных Рособразованию образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования к работе в особый (исполнительный) период".

Для осуществления руководства данной деятельностью федеральными органами проводятся следующие мероприятия:

- разработка организационно-штатной структуры, смет чрезвычайных расходов учебных заведений в военное время, а также проектов нормативных актов военного времени;

- определение и уточнение схем управления, оповещения, функциональных обязанностей руководящего состава и задач структурных подразделений для обеспечения перевода учебных заведений на работу в условиях военного времени;

- организация, определение порядка и техническое обеспечение круглосуточного приема учебными заведениями распоряжений (сигналов оповещения) о введении степеней готовности или специальных решений федеральных органов государственной власти;

- сбор, обобщение и обмен информацией о состоянии и ходе выполнения учебными заведениями обязательных заданий и планов, проводимых мероприятий по защите личного состава от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечение их устойчивого функционирования в военное время;

- создание в загородной зоне и поддержание в готовности к функционированию в военное время запасных пунктов управления (ЗПУ);

- обеспечение ЗПУ запасами материально-технических средств, продовольствия, медицинского и химического имущества для личного состава учебных заведений;

- формирование, оснащение и подготовка оперативных групп учебных заведений для развертывания и обеспечения функционирования ЗПУ в загородной зоне;

- разработка документов по организации проведения эвакуации личного состава и членов семей работников учебных заведений в загородную зону;

- разработка мероприятий по охране зданий, объектов и территорий учебных заведений;

- организация и ведение воинского учета и бронирования на период мобилизации и в военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в учебных заведениях;

- подготовка и обеспечение замены работников учебных заведений, убывающих в Вооруженные Силы Российской Федерации и другие воинские формирования страны по мобилизации.

3) На основании настоящего ФЗ, Постановления Правительства РФ от 6 марта 2003 г. N 142-13 "Об утверждении Примерного положения о мобилизационных органах в РФ" федеральным органам исполнительной власти даны полномочия по созданию мобилизационных органов. В этих целях они издают нормативные акты, которыми утверждают положения о мобилизационных органах. Примером служит Приказ Федеральной таможенной службы РФ от 17 декабря 2004 г. N 393 "Об утверждении Положения о мобилизационном отделе". Данным документом создается мобилизационный отдел (на правах самостоятельного отдела).

В подобных документах определяются структура и штаты мобилизационных органов исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Финансирование мобилизационных органов и мобилизационных работников осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета. В организациях бюджетной сферы должностные оклады и другие условия оплаты труда (включая доплаты, надбавки, премии и другие выплаты стимулирующего характера) работников мобилизационных органов (подразделений) устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ), Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".

4) Федеральные органы исполнительной власти имеют специальную компетенцию, ведают отдельными отраслями управления и самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности. Они организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ, в том числе настоящего ФЗ. В функции федеральных органов исполнительной власти входит финансовое обеспечение соответствующей деятельности. Настоящим ФЗ им предоставлены полномочия по определению необходимых объемов финансирования работ по мобилизационной подготовке.

В целом бюджетное финансирование работ по мобилизационной подготовке в особый период предполагается осуществлять по условиям мирного времени на основании сметы чрезвычайных расходов (ежемесячно). В смету чрезвычайных расходов включаются расходы на оплату труда, коммунальные услуги, транспортировку эвакуируемых, выплату стипендий призываемым в Вооруженные Силы Российской Федерации по мобилизации и эвакуируемым. Совместным Приказом Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, ФСНС РФ от 2 декабря 2002 г. N ГГ-181/13-6-5/9564, БГ-18-01/3 принято Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики. В нем изложены условия по предоставлению льгот по налогу на имущество и земельному налогу, а также для включения в состав внереализационных расходов затрат в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке для организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и выполняющих работы по мобилизационной подготовке.

Учет операций по финансированию расходов федерального бюджета на осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации осуществляется органами федерального казначейства Министерства финансов РФ. Порядок данной работы определен Приказом Минфина РФ от 25 мая 2001 г. N 40н.

5) Планирование работы федерального органа исполнительной власти по направлениям деятельности происходит в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти". Формирование планов осуществляется преимущественно на основе программно-целевого метода бюджетного планирования. Настоящим ФЗ им даны полномочия по организации разработки мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время.

Планирование мероприятий по мобилизационной подготовке осуществляется в соответствии с организационно-методическими документами Минэкономразвития России, МЧС России, Главного управления специальных программ Президента РФ и других ведомств. Разработку планов возглавляет руководитель ведомства, и им определяется состав группы сотрудников для разработки или корректировки плана. План разрабатывается в двух экземплярах. Один экземпляр хранится в отдельном конверте, другой высылается в военное время мобилизационному органу Российской Федерации.

6) Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ происходит в порядке и по вопросам, которые предусмотрены федеральными законами, актами Президента РФ и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данная деятельность осуществляется в соответствии с ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму", Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" и другими нормативными актами.

Настоящим ФЗ федеральным органам исполнительной власти даны полномочия по проведению мероприятий, обеспечивающих выполнение мобилизационных планов во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ. При осуществлении своих полномочий федеральные органы исполнительной власти (включая федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся в ведении федерального министерства) непосредственно взаимодействуют с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства. Данная деятельность установлена Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2007 г. N 709 "О координационных и совещательных органах, образованных Правительством Российской Федерации".

Взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ могут осуществлять территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые те в соответствии со ст. 78 Конституции РФ могут создавать для осуществления своих полномочий. Они являются государственными органами, находящимися в его подчинении. Порядок организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти предусматривается в регламенте соответствующего федерального органа исполнительной власти. Территориальные органы действуют согласно требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти". Взаимодействие их с органами исполнительной власти субъектов РФ по проведению мероприятий, обеспечивающих выполнение мобилизационных планов, осуществляется при совместном их планировании и реализации, обмене необходимой информацией, предоставляемой в установленном порядке.

В целях организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) могут проводить совещания и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием представителей территориальных органов.

7) Принципы размещения заказов федеральными органами исполнительной власти изложены в Федеральном законе от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Федеральном законе от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Они заключаются, в частности, в эффективном использовании бюджетных средств и средств внебюджетных источников финансирования, а также расширении участия физических и юридических лиц в размещении заказов. Основным документом, определяющим объемы, ассортимент, качество, порядок заказов, регулирующим экономические, правовые и организационно-технические отношения поставщика и потребителя, является договор (контракт). Правила их заключения регламентированы в ст. ст. 506 - 522, 525 ГК РФ, Постановлении Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Постановлении Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 41 "Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу", Постановлении Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства", Постановлении Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 656 "Об утверждении Правил определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)", Постановлении Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 631 "Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов" и т.д.

С учетом имеющихся нормативно-правовых актов настоящим ФЗ федеральным органам исполнительной власти предоставлены полномочия по определению порядка заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами. Согласно данным требованиям государственным заказчиком разрабатывается проект государственного или муниципального контракта и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними (ст. 528 ГК РФ).

Проекты договоров (контрактов, соглашений) подготавливаются департаментами во исполнение поручений министра (заместителя министра) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с поручением Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N АЖ-П4-2457 Минфином РФ направлено письмо от 17 августа 2005 г. N 03-06-02-02/68 "О подтверждении права организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задания по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также включение в состав внереализационных расходов обоснованных на проведение работ по мобилизационной подготовке". В нем указано, что для документального подтверждения права на льготы по налогу на имущество организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, подготавливают Перечень имущества мобилизационного назначения.

В перечень включаются объекты, учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств, производственные мощности (мобилизационные мощности) которых необходимы для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) и (или) установленных задач по мобилизационной работе. Указанные объекты классифицируются в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94).

Основанием для подготовки перечня являются:

- договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов), заключенные организацией в установленном порядке, устав или иные документы, определяющие задачи организации по мобилизационной работе;

- мобилизационный план организации, согласованный и утвержденный в установленном порядке;

- приказ (распоряжение) руководителя организации о переводе объектов мобилизационного назначения в разряд не используемых в текущем производстве и (или) их консервации (для законсервированных и (или) не используемых в производстве объектов мобилизационного назначения).

Контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она является уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94.

8) При объявлении мобилизации федеральные органы исполнительной власти организуют во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени. Они, в пределах компетенции, осуществляют следующие мероприятия:

- организацию производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

- организацию снабжения (при необходимости нормированного) населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания населения;

- регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;

- оповещение через средства массовой информации населения территории, на которой введено военное положение, о порядке применения мер режима военного положения;

- обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- организацию эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временного отселения жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

- введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с этой территории, а также ограничение свободы передвижения по ней;

- организацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, привлечения граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения населения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

- изъятие в соответствии с федеральными законами транспортных средств и другого необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

- установление запретов или ограничений на выбор места пребывания либо места жительства на территории, на которой введено военное положение;

- установление ограничения движения транспортных средств и порядка осуществления их досмотра;

- установление запрета на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, при необходимости осуществление проверки документов, удостоверяющих личность граждан, личного досмотра, досмотра их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств;

- установление запрета на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, происходит изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

- введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, а также средств массовой информации, организация использования их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

- осуществление военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами, и определение полномочий таких органов;

- обеспечение исполнения указов Президента Российской Федерации о приостановлении деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

- обеспечение интернирования (изоляции) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

- установление запретов или ограничений на выезд граждан за пределы территории Российской Федерации;

- обеспечение введения в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

- определение порядка и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

- обеспечение на территории, на которой введено военное положение, особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- обеспечение исполнения указов Президента Российской Федерации о прекращении деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

9) Порядок внесения предложений в Правительство РФ установлен Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452. Он конкретизируется нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Примером может служить Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2005 г. N 235 "Об утверждении Регламента внутренней организации Министерства образования и науки Российской Федерации". В соответствии с такими документами федеральные органы исполнительной власти вносят в Правительство РФ предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации. Они направляются с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений. Предложения должны быть завизированы руководителями соответствующих структурных подразделений, руководителем юридической службы, заместителями руководителя федерального органа исполнительной власти (в соответствии с распределением обязанностей). В сопроводительном письме указываются основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Письмо подписывается членом Правительства или другим руководителем из числа лиц, имеющих на это право.

10) Правительство РФ и федеральные органы тщательно подходят к выбору организаций для размещения мобилизационных заказов (заданий). Так, например, согласно ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа.

Тем не менее происходят случаи банкротства организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы). Признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей является несостоятельностью (банкротством). В том случае, если она возникает у организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), то принимаются меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям. В соответствии с настоящим ФЗ данные меры осуществляют федеральные органы. Передача заданий (заказов) в основном передается организациям, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов или которые находятся в сфере их ведения. Происходит она в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 684 "О стратегических предприятиях и стратегических акционерных обществах, в отношении которых применяются специальные правила банкротства", Постановления Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 301 "О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса" и другими нормативными актами.

При размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также следующие требования к участникам размещения заказа:

- обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного или муниципального контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности;

- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

В целях проведения государственной политики в сфере финансового оздоровления и банкротства организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), федеральные органы исполнительной власти:

- определяют порядок подачи заявлений уполномоченными органами;

- определяют порядок объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства;

- осуществляют координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам.

11) Воинский учет и бронирование, в соответствии с ФЗ "Об обороне", ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", должны осуществляться постоянно и охватывать граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу. Основными требованиями, предъявляемыми к ним, являются полнота и достоверность данных, характеризующих состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов. Настоящим ФЗ федеральным органам исполнительной власти даны права в пределах предоставленных полномочий организовывать воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в данных ведомствах и организациях, деятельность которых связана с их деятельностью, или которые находятся в сфере их ведения. Воинский учет и бронирование осуществляются согласно Постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете". В соответствии с Методическими рекомендациями Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (2007 г.) разрабатывается приказ об организации воинского учета и бронирования работников, пребывающих в запасе. В качестве примера можно привести Приказ Генеральной прокуратуры от 23 сентября 2002 г. N 61 "О введении в действие Инструкции по ведению воинского учета в органах прокуратуры".

За состояние воинского учета, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, отвечают их руководители. Они создают военно-учетные подразделения, выполняют работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, предоставляют отчетность по бронированию. Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719. В этих целях данные подразделения составляют план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, ведут картотеки личных карточек на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе (по определенной форме), журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ. Там же хранятся расписки в приеме от граждан документов воинского учета.

Межведомственная комиссия по бронированию издала Постановление от 22 декабря 1999 г. N 144 "Об утверждении Инструкции по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях". В соответствии с данной Инструкцией федеральные органы исполнительной власти своевременно оформляют бронирование военнообязанных запаса за организацией на периоды мобилизации, военного положения и на военное время, а также представляют в военные комиссариаты установленную отчетность, в том числе о численности работников.

12) Программа совершенствования мобилизационной подготовки предусматривает повышение квалификации работников моборганов. В соответствии с настоящим ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1354 "Об организации системы обучения и повышения квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки экономики", Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 416 "Об утверждении Положения об обучении специалистов в области мобилизационной подготовки экономики" федеральные органы исполнительной власти организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.

Целью данной деятельности является получение дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мобилизационной подготовки и мобилизации. Для этого издаются нормативные документы, например такие, как письмо Министра образования и науки РФ от 28 июля 2008 г. N АФ-254/09 "О повышении квалификации в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности". Повышение квалификации по конкретной должности (специальности) осуществляется по ежегодному плану федерального органа исполнительной власти. Повышение квалификации предусматривает обмен опытом, изучение нормативно-правовой базы мобилизационной подготовки, методические и практические рекомендации по разработке мобилизационного плана, изучение положительного опыта ведения воинского учета и т.д.

Правительство РФ в проектах годовых федеральных бюджетов на основе экономических нормативов предусматривает отдельной строкой финансирование государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих мобилизационных органов. Для определения порядка организации и проведения переподготовки и повышения квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки экономики Минфином РФ был издан Приказ от 25 апреля 1995 г. N 416 "Об утверждении Положения об обучении специалистов в области мобилизационной подготовки экономики".

2. Исполнение требований и мероприятий в области мобилизационной подготовки и мобилизации, содержащихся в законодательных актах, нормативных правовых актах, поручениях и указаниях Президента России, Правительства РФ, протоколах его заседаний, координационных и совещательных органов Правительства РФ, в соответствии с ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указом Президента РФ от 28 марта 2011 г. N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации", настоящим ФЗ, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти.

Данная деятельность регламентирована Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти". Поступившие в соответствующие федеральные органы исполнительной власти документы рассматриваются их руководителями. Поручения доводятся до руководителей структурных подразделений, как правило, в день их поступления в федеральный орган исполнительной власти, а срочные и оперативные - незамедлительно.

Поручения, содержащие указание "срочно", "незамедлительно" (или аналогичное), подлежат исполнению в течение 3 дней с даты подписания поручения. Указание "оперативно" предусматривает 10-дневный срок исполнения поручения.

Если срок исполнения в поручении не указан, оно подлежит исполнению в течение одного месяца с даты его подписания (до соответствующего числа следующего месяца, а если в следующем месяце такого числа нет, то до последнего дня месяца).

В случае если Президентом РФ дано поручение или указание непосредственно руководителю федерального органа исполнительной власти, проекты соответствующих докладов Президенту РФ и Председателю Правительства (заместителям Председателя Правительства) об исполнении (о ходе исполнения) поручения или указания Президента РФ представляются на подпись руководителю федерального органа исполнительной власти не менее чем за 5 дней до истечения установленного срока.

Контроль за исполнением поручений обеспечивается определенным в регламенте федерального органа исполнительной власти структурным подразделением.

Документами, отражающими исполнение законодательных и нормативно-правовых актов различного уровня, являются приказы федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с БК РФ издан Приказ Минфина РФ от 25 мая 2001 г. N 40н "О порядке учета органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации операций по финансированию расходов федерального бюджета на осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации".

Положения Указа Президента РФ от 2 октября 1998 г. N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности" реализуются Приказом Минобороны РФ от 31 декабря 1999 г. N 628 "Об утверждении Перечней техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и органам, и Инструкции по учету в Вооруженных Силах РФ техники, гужевого и вьючного транспорта организаций и граждан, имущества организаций и ремонтных организаций", Приказом Минобороны РФ от 4 декабря 2000 г. N 570 "Об утверждении перечней транспортных, промысловых и специальных судов, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и органам, и Инструкции о порядке учета в Вооруженных Силах РФ транспортных, промысловых и специальных судов" и иными документами.

В приказах федеральных органов исполнительной власти исполняются значительное количество поручений, изложенных в различных документах Правительства РФ. Так, например, исполнение поручения по учету транспортных средств, используемых при мобилизации, изложенного в Постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации авто-, мототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" отражено в совместном Приказе МВД РФ и Минобороны РФ от 21 сентября 2009 г. N 724/881 "О порядке взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов при предоставлении сведений о транспортных средствах, зарегистрированных за гражданами Российской Федерации и подлежащих учету в военных комиссариатах". Приказ Минобороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 отражает меры по реализации Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".

Выполнение решений Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в области мобилизационной подготовки и мобилизации отражено в Приказе Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2007 г. N 154 "Об учебно-методических центрах по оценке степени защищенности сферы деятельности Минобрнауки России от чрезвычайных (кризисных) ситуаций и повышению квалификации руководителей, специалистов мобилизационных органов, гражданской обороны, профессорско-преподавательского состава направления подготовки (специальности) "Безопасность жизнедеятельности".

Новый комментарий к статье 7 закона о Мобилизации 2023 года

Согласно статье, федеральные органы исполнительной власти имеют следующие полномочия:

  1. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в рамках своих полномочий. Федеральные органы исполнительной власти отвечают за планирование, координацию и выполнение мероприятий, направленных на подготовку организаций и ресурсов к мобилизационным действиям.
  2. Руководство мобилизационной подготовкой организаций, которые связаны с деятельностью указанных органов или находятся в их ведении. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль и координацию мобилизационной подготовки организаций, чтобы обеспечить их готовность к мобилизации.
  3. Создание мобилизационных органов. Федеральные органы исполнительной власти формируют специализированные органы, ответственные за руководство и координацию мобилизационных процессов в определенных областях и секторах.
  4. Определение необходимых объемов финансирования работ по мобилизационной подготовке. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и определяют финансовые ресурсы, необходимые для проведения мероприятий по подготовке к мобилизации.
  5. Разработка мобилизационных планов. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают детальные планы и сценарии мобилизации, учитывающие потребности государства и населения во время военного конфликта.
  6. Проведение совместных мероприятий с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти сотрудничают и взаимодействуют с региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях эффективной мобилизационной подготовки и координации действий. Это включает обмен информацией, совместное планирование и выполнение мероприятий, а также взаимодействие по вопросам финансирования и ресурсного обеспечения.
  7. Заключение договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют заключение договоров с организациями, которые могут выполнять специфические задания во время мобилизации, чтобы обеспечить необходимые ресурсы и услуги.
  8. Организация проведения комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти совместно с региональными органами исполнительной власти организуют перевод организаций на работу в условиях военного времени, обеспечивая поддержку и координацию действий для эффективного функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.
  9. Внесение предложений по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации в Правительство Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти имеют право предлагать в Правительство Российской Федерации различные меры и инициативы по улучшению системы мобилизационной подготовки и мобилизации в стране.
  10. Принятие мер по передаче мобилизационных заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти или которые находятся в их сфере ведения. В случае несостоятельности (банкротства) организаций, которым были поручены мобилизационные задания или заказы, федеральные органы исполнительной власти принимают необходимые меры для передачи этих заданий другим организациям, способным и готовым выполнить их. Это гарантирует непрерывность и эффективность мобилизационных процессов в случае возникновения проблем с исходными исполнителями.
  11. Организация воинского учета и бронирования на период мобилизации и военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в их сфере ведения. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют воинский учет и бронирование граждан, чтобы иметь полную информацию о готовности и доступности резервных сил и ресурсов в случае мобилизации.
  12. Организация повышения квалификации работников мобилизационных органов. Федеральные органы исполнительной власти отвечают за организацию и проведение специализированных тренингов, курсов повышения квалификации и других мероприятий для работников мобилизационных органов. Это позволяет обеспечить высокую профессиональную подготовку и компетентность специалистов, занимающихся мобилизационными вопросами, и обеспечить эффективное функционирование системы мобилизационной подготовки и мобилизации.

Федеральные органы исполнительной власти имеют важную роль в обеспечении исполнения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Их обязанность состоит в том, чтобы гарантировать соблюдение и реализацию установленных норм и положений, которые регулируют мобилизационные процессы. Они должны активно осуществлять контроль и надзор за выполнением законодательства, а также принимать меры по предотвращению и устранению нарушений.

Федеральные органы исполнительной власти должны действовать в соответствии с установленными полномочиями и инструкциями, следовать принципам законности, прозрачности и ответственности. Их роль заключается в практической реализации мер, направленных на обеспечение готовности страны к мобилизационным действиям, координацию усилий различных организаций и ресурсов, а также создание необходимых условий для успешного выполнения задач во время мобилизации.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти должны поддерживать взаимодействие с другими субъектами государственной власти, включая органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это позволяет обеспечить согласованность и эффективность мобилизационных процессов на различных уровнях управления и гарантировать взаимодействие и взаимодополняемость усилий всех заинтересованных структур.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти играют ключевую роль в обеспечении эффективной мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, включая планирование, координацию, контроль и руководство мероприятиями, направленными на обеспечение национальной безопасности и защиты страны.