Вы здесь

Статья 6 ФЗ-31 О Мобилизации в РФ. Полномочия Правительства Российской Федерации

Новая редакция Ст. 6 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Правительство Российской Федерации:

1) руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации в пределах своих полномочий;

2) осуществляет меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;

3) по поручению Президента Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также руководит их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) организует согласованное функционирование и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

6) определяет порядок заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами;

7) определяет порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

8) решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы);

9) разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки;

10) организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

11) ведет международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

12) организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

13) организует повышение квалификации работников мобилизационных органов;

14) организует мобилизационную подготовку и осуществляет контроль за ней, устанавливает статистическую отчетность, оценивает состояние мобилизационной готовности Российской Федерации в пределах своих полномочий и ежегодно докладывает об этом Президенту Российской Федерации;

15) при объявлении мобилизации осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени;

16) при объявлении мобилизации организует в установленном порядке перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

17) организует бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

18) организует проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

19) определяет порядок формирования, хранения и обслуживания мобилизационного резерва и порядок использования неснижаемого запаса государственного материального резерва;

20) определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием.

2. Правительство Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Комментарий к Ст. 6 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Высшим исполнительным органом государства является правительство. В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть России осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ, согласно ст. 111 Конституции РФ, назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Правительство Российской Федерации осуществляет свои полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации согласно гл. 6 Конституции РФ, настоящему ФЗ, Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указу Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" и другим нормативным актам. Правительство РФ является коллективным органом общей компетенции, осуществляющим исполнительную и распорядительную (административную) функции.

Распорядительная функция Правительства России выражается в его деятельности по руководству подчиненными органами государственного управления, осуществляемой путем издания собственных актов (распоряжений) и обеспечения их выполнения.

Исполнительная функция Правительства РФ заключается в реализации принципиальных установок, принятых в законах. Она подразумевает решение многих конкретных вопросов, в том числе в области мобилизации и мобилизационной подготовки.

1) Направляющая, организующая и регулирующая деятельность органа управления, каким является Правительство РФ, определяется как руководство. Оно включает в себя ряд методов и аспектов. Руководству присущи мотивация, разрешение конфликтов, контроль, использование власти и т.п. Органам управления предоставляется совокупность полномочий, установленных законами и нормативными документами. Настоящий ФЗ наделяет Правительство РФ функцией руководства мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий. Происходит это через федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, которые подчинены Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач, согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти". Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников мобилизационных органов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации или приостанавливать действие этих актов. Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации по вопросам, рассматриваемым настоящим ФЗ.

Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий руководства мобилизационной подготовкой и мобилизацией может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Для осуществления деятельности по руководству подчиненными государственными органами в области мобилизационной подготовки и мобилизации Правительство России обладает полномочиями по изданию собственных актов в области мобилизации и мобилизационной подготовки. Закрепляя такие полномочия, законодательство определяет различные юридические процедуры придания им юридической силы. Такие требования сформулированы в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

2) Настоящим ФЗ предусмотрены меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. Правительству РФ даны полномочия по их осуществлению. Суть данных полномочий заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет ресурсы, средства и силы для заблаговременного приготовления экономики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, подготовки органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, подготовки Вооруженных Сил РФ к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. Примером осуществления таких мер является Постановление Правительства РФ от 30 марта 2010 г. N 194 "Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе".

Правительство РФ в целях осуществления мер по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации:

- заслушивает на своих заседаниях федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство, иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (в пределах компетенции Правительства), а также руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- дает оценку деятельности указанных органов и соответствующих организаций;

- принимает решения об отмене или о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти, о внесении Президенту Российской Федерации предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- принимает решения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством;

- вносит Президенту Российской Федерации предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.

3) В соответствии с настоящим ФЗ, Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. N 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации" Правительству РФ было поручено определять полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также осуществлять руководство их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Правительство РФ в соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Основные направления деятельности по руководству мобилизационной подготовкой и мобилизацией в федеральных органах исполнительной власти изложены в Постановлении Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации". Правительство РФ, в частности, утверждает планы работы и прогнозные показатели деятельности федеральных министерств, а также иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми оно осуществляет, в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

4) Настоящим ФЗ Правительству РФ предоставлены полномочия по организации согласованного функционирования федеральных органов исполнительной власти по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. Порядок данной деятельности изложен в Постановлении Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти", Постановлении Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" и других нормативных актах. В данных документах устанавливают общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации.

Правительство РФ организует согласованное функционирование и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. Порядок взаимодействия и функционирования федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими согласованных действий по реализации государственных функций и оказанию государственных услуг, включая вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации, определяется нормативными правовыми актами, в частности Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти".

Для этих целей федеральными органами исполнительной власти, согласно Постановлению Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", разрабатываются регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг. Примером такого документа является Приказ Министерства регионального развития РФ от 28 июня 2011 г. N 303 "Об утверждении Регламента Министерства регионального развития Российской Федерации".

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти, исполняющих обязанности по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. Данные документы содержат последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий.

5) Важным полномочием, предоставленным настоящим ФЗ Правительству РФ, является организация разработки мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время. Формирование мобилизационного плана экономики Российской Федерации, осуществление методического руководства и контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мобилизационной подготовки возложено Правительством Российской Федерации на Минэкономразвития России.

Мобилизационные планы содержат задачи для федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, учреждений и организаций различных форм собственности. Все участники мобилизационной подготовки и мобилизации обязаны принимать необходимые меры для обеспечения выполнения задач, включенных в мобилизационные планы. Такие планы представляют собой комплекс документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируются действия органов управления различных уровней, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения.

Основными исходными данными для разработки мобилизационных планов являются: возможная обстановка на территории РФ и отдельных ее субъектов при ведении военных действий с учетом применения всех возможных видов современных средств поражения, данные об экономике, перечень объектов экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время, обобщенные данные о составе и состоянии готовности соединений и воинских частей и т.д.

6) На основании настоящего ФЗ, Федерального закона от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Правительству РФ предоставлены полномочия по определению порядка заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов). Такие заказы необходимы для государственных нужд для осуществления функций и полномочий по мобилизационной подготовке и мобилизации. Они обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников согласно Постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства".

Доведение мобзадания до предприятия, согласование (перед утверждением) мобилизационного плана, заключение договоров на выполнение мероприятий мобподготовки, представление отчетных и других документов осуществляются предприятием через учреждения исполнительной власти (министерства, ведомства), осуществляющие мобилизационную подготовку. Порядок заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами определен в Гражданском кодексе РФ. В ст. 525 ГК РФ указано, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

Основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке всех видов продукции для таких нужд, является государственный контракт (договор). На его основе регламентируются экономические, организационно-технические и другие взаимоотношения государственных заказчиков и поставщиков.

Порядок заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) определен, в частности, Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Постановлением Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 41 "Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу".

Он разработан в целях организации деятельности государственных заказчиков в процессе подготовки и заключения государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд и определяет место и роль государственных контрактов, порядок их заключения, структуру и примерную рекомендуемую форму государственного контракта. Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними (ст. 528 ГК РФ).

Государственный контракт считается заключенным, когда сторонами достигнуты соглашения по следующим его основным условиям:

- предмет государственного контракта (параметры конечной продукции, наименование, номенклатура (ассортимент), количество, качество (экономические, экологические и прочие характеристики) и другое);

- приемлемая для обеих сторон цена государственного контракта;

- сроки исполнения государственного контракта;

- права, обязанности и ответственность сторон.

В государственном контракте могут определяться отдельные этапы производства продукции и могут содержаться финансовые, организационно-технические и другие условия его исполнения.

Он не должен содержать условия, противоречащие действующему законодательству.

Изменение, расторжение или продление государственного контракта должно осуществляться по соглашению сторон и оформляться дополнительным соглашением, подписываемым сторонами.

В случае если государственный заказчик по решению Правительства РФ вносит изменения в государственный контракт или прекращает его действие, он обязан возместить поставщику убытки в соответствии с действующим законодательством.

Правительству РФ даны полномочия по обеспечению мобилизационных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами, т.е. имуществом, используемым при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг. Примером служит Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 498 "О порядке передачи материально-технических ресурсов, закупленных получателями средств федерального бюджета в целях реализации федеральных целевых программ, учреждениям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

7) Выделение средств или ресурсов для достижения намеченных целей, в нашем случае для мобилизационной подготовки и мобилизации, является государственным финансированием. Под ним понимается безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления рассматриваемой деятельности. Данное положение вытекает из ст. 114 Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", где указано, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, в том числе по финансированию мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации. Настоящим ФЗ установлено, что Правительство РФ определяет порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации. В этих целях принято Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1996 г. N 15-39 "Об утверждении Положения о финансировании мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации". Исходя из него издан Приказ Минфина РФ от 25 мая 2001 г. N 40н, которым утвержден Порядок учета органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации операций по финансированию расходов федерального бюджета на осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации".

8) Выделенные суммы денежных средств для покрытия затрат на определенные цели являются ассигнованиями. На мобилизационную подготовку и мобилизацию они идут из федерального бюджета. Бюджетные ассигнования направляются на содержание бюджетных учреждений, осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, а также на компенсацию дополнительных расходов, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов. Правительство РФ имеет полномочия по вопросам ассигнований на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета. Примером этому служит Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1125 "Об утверждении Правил предоставления Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" субсидии из федерального бюджета". Согласно этому правовому акту предоставление субсидии, в том числе и на мобилизационную подготовку и мобилизацию, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству обороны РФ, Министерству образования и науки РФ и Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.

Правительству РФ даны полномочия по предоставлению льгот (привилегий, отступлений от общих правил) организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы). Для организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и выполняющих работы по мобилизационной подготовке, порядок предоставления льгот по налогу на имущество и земельному налогу утвержден Министерством экономического развития и торговли РФ, Минфином РФ и МНС РФ от 2 декабря 2002 г. N ГГ-181, 13-6-5/9564, БГ-18-01/3 Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики.

9) Для создания благоприятных условий в период мобилизации и в военное время, а также при мобилизационной подготовке необходимы нормативные правовые акты, вводимые в данное время. Основные направления деятельности Правительства РФ по подготовке проектов нормативных актов установлены Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации". В них изложены условия разработки проектов федеральных законов, указов Президента РФ нормативного характера и актов Правительства РФ, имеющих нормативный характер (проектов постановлений Правительства). Данные документы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации вносятся в Правительство с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений. В сопроводительном письме указываются основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Регламент Правительства РФ требует обязательного согласования проектов нормативных актов Правительства РФ до их внесения. В зависимости от поставленных вопросов согласование осуществляется руководителями федеральных органов исполнительной власти (их заместителями), руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, с федеральными министрами (их заместителями), а при необходимости с другими государственными органами и иными организациями.

Проекты актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, оказывающих влияние на доходы или расходы федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, направляются в Министерство финансов РФ. В своем заключении Министерство финансов РФ дает оценку финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.

При наличии разногласий по проекту акта Правительства РФ обеспечивается обсуждение его с руководителями согласующих органов и организаций или по указанию руководителей их заместителями с целью поиска взаимоприемлемого решения. Проект акта Правительства РФ может быть внесен с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия.

Проекты актов с соответствующими экспертными заключениями рассматриваются заместителями Председателя Правительства РФ (в соответствии с распределением обязанностей) и представляются заместителем Председателя Правительства - руководителем Аппарата Правительства Председателю Правительства на подпись или для внесения на заседание Правительства.

10) Правительство РФ организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации. В соответствии с ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации.

Правительство в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров и обязательств. Правительство осуществляет также регулирование и государственный контроль в сфере сотрудничества в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

11) Правительство РФ ведет международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Правительство РФ на основании настоящего ФЗ, Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" проводит международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Правительством Российской Федерации принимаются решения о проведении переговоров о заключении международных договоров Российской Федерации межведомственного характера.

Решения о подписании международных договоров межведомственного характера принимаются федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими договорами, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации принимает решения о подписании международных договоров межведомственного характера, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов Российской Федерации.

12) Для любой деятельности необходимо научное, методическое и информационное обеспечение. Научное обеспечение заключается в исследованиях в какой-либо сфере с целью получения новых знаний и их внедрения. Совокупность способов обучения новым знаниям и способов решения поставленных задач является методикой. К информации относятся сведения о чем-либо, которым присущи новизна, актуальность, достоверность, объективность, полнота и ценность.

В целях осуществления мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляется научное, методическое и информационное обеспечение. Полномочия по их организации настоящим ФЗ предоставлены Правительству РФ, которое согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" формирует и реализует федеральные научные и научно-технические программы и проекты, финансирует научную и (или) научно-техническую деятельность за счет средств федерального бюджета, устанавливает системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Данные направления регламентированы в Постановлении Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", Постановлении Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности", Постановлении Правительства РФ от 18 ноября 2006 г. N 696 "Об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета". Методическое обеспечение формирует единый методологический подход к различным аспектам мобилизационной подготовки и мобилизации. Примером может служить Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации".

В современных условиях, в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212), Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", важное значение имеет информационное обеспечение всех сфер жизни государства, в том числе мобилизационной подготовки и мобилизации. Данное направление деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088 "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление" и другими нормативными актами. При работе с информацией также учитываются требования Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера".

13) В осуществлении мобилизационной подготовки и мобилизации большое значение имеет профессионализм мобилизационных органов, и поэтому постоянно существует необходимость повышения их квалификации. Полномочия на осуществление данной деятельности настоящим ФЗ предоставлены Правительству РФ. Порядок организации повышения квалификации работников мобилизационных органов установлен Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 416 "Об утверждении Положения об обучении специалистов в области мобилизационной подготовки экономики", Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. N 284 "О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих".

14) Организацией любого вида деятельности является выстроенная система, характеризующаяся совокупностью отношений, согласованностью и направленностью взаимодействия для реализации совместной программы или цели. Настоящим ФЗ данная система направлена на осуществление мобилизационной подготовки, полномочия на ее реализацию предоставлены Правительству РФ согласно Указу Президента РФ от 14 ноября 1997 г. N 1227.

К организационным функциям Правительства РФ по мобилизационной подготовке относятся разработка проектов нормативных актов и методических документов, мобилизационных планов по вопросам в данной области, выдача заданий по сохранению и созданию мобилизационных мощностей. К ним относятся доведение показателей и заданий мобилизационного плана до федеральных органов исполнительной власти и иных организаций. Особое место в организаторской работе занимает анализ состояния готовности органов всех уровней и иных организаций к выполнению мобилизационных заданий, подготовка при необходимости предложений по обеспечению выполнения этих заданий, учет и контроль за созданием (сохранением) мобилизационных мощностей в здравоохранении, выполнением мобилизационных заданий, а также разработка предложений и осуществление мероприятий по подготовке к введению нормативного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами в условиях военного времени и ряд других мероприятий. Примером организации данной деятельности служит Постановление Правительства РФ от 6 марта 2003 г. N 142-13 "Об утверждении Примерного положения о мобилизационных органах в РФ", Постановление Правительства РФ от 7 мая 2006 г. N 278 "О Положении о Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 852 "Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований" и другие.

Важной составляющей организационной и управленческой деятельности Правительства РФ в области мобилизационной подготовки и мобилизации является контроль. Под ним понимается система наблюдений и проверки проведенных мероприятий, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений. Порядок проведения контроля регламентирован ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)" и другими нормативными актами.

Государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений, является Аппарат Правительства РФ. Он организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства, а также поручений Председателя Правительства и заместителя Председателя Правительства, при необходимости разрабатывает и представляет Председателю Правительства предложения о дополнительных мерах по обеспечению выполнения этих решений и поручений.

Для того чтобы иметь необходимые сведения о результатах и условиях мобилизационной подготовки и мобилизации, Правительство РФ получает информацию в виде установленных в законном порядке отчетных документов. На основе настоящего ФЗ, Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" оно получило полномочия устанавливать статистическую отчетность в данной области. Статистическая информация, необходимая для проведения государственных статистических наблюдений в области мобилизационной подготовки и мобилизации, формируется в соответствии с официальной статистической методологией. Официальная статистическая информация, являющаяся частью государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны, формируется в соответствии с федеральной программой статистических работ, ежегодно разрабатываемой Госкомстатом России на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других пользователей статистической информации и вносимой в Правительство Российской Федерации. Совокупность сведений в установленные сроки представляется в региональные статистические органы, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики", Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета", Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2010 г. N 367 "О единой межведомственной информационно-статистической системе", Приказом Росстата от 28 октября 2010 г. N 372 "Об утверждении Унифицированного формата электронных версий форм статистической отчетности" и другими нормативными актами.

Государственное статистическое наблюдение осуществляется путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации (первичных статистических данных по формам государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) в виде документированной информации) в целях формирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.

Состояние мобилизационной подготовки, при котором оценивается степень гарантированного выполнения планов, функционирования объектов экономики в военное время, создание надежной базы мобилизационного развертывания, является оценкой мобилизационной готовности Российской Федерации. Настоящим ФЗ и ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительству РФ даны полномочия по его оценке, также оно уполномочено ежегодно докладывать об этом Президенту РФ.

15) При объявлении мобилизации Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования переводятся на организацию и состав военного времени. Настоящий ФЗ предоставляет Правительству РФ полномочия по осуществлению контроля за проведением таких мероприятий. Прежде всего это касается удовлетворения потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав. Это происходит с помощью проведения плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе. Для этих целей осуществляется воинский учет согласно Постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете". Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Осуществляются такие мероприятия на основании Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 852 "Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований".

16) Военное время характеризуется тем, что экономика страны несет огромные расходы из государственного бюджета на оборонные нужды. Большая часть ресурсов государства идет на обеспечение армии, транспорт, предприятия исполняют военные заказы. Настоящий ФЗ, Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации" дают полномочия Правительству РФ при объявлении мобилизации организовывать в установленном порядке перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени.

К конкретным мероприятиям по переводу экономики на работу в военное время можно отнести:

- перепрофилирование различных производств на производство продукции военно-технического назначения;

- ввод мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции;

- введение ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, свободное перемещение товаров (услуг) и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

- изменение формы собственности организаций, порядка и условий процедур банкротства;

- возмездное изъятие в соответствии с федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами имущества у организаций, граждан и других лиц;

- установление особенностей функционирования финансовой, налоговой, таможенной и банковской систем;

- изменение режима трудовой деятельности;

- бронирование специалистов для производственных нужд предприятий, организаций и т.д.

Примером конкретных действий может служить Постановление Правительства РФ от 14 января 2008 г. N 7 "Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники".

17) В настоящем ФЗ под бронированием понимается особая система учета и анализа мобилизационных ресурсов, осуществляемая в целях обеспечения нормальной деятельности экономики государства и удовлетворения насущных потребностей населения во время военного положения и мобилизации. Основной задачей бронирования является закрепление на период мобилизации и в военное время за организациями руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем заблаговременного и рационального распределения между заинтересованными ведомствами. Настоящим ФЗ полномочия по организации бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, предоставлены Правительству РФ. В этих целях издано Постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. N 379 "О координационных и совещательных органах, образованных Правительством Российской Федерации", которым образована Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Ее состав утвержден распоряжением Правительства РФ от 12 сентября 2011 г. N 1588-р. Межведомственная комиссия осуществляет руководство по вопросам бронирования граждан РФ.

Этот орган издал перечни должностей и профессий, а также Постановление от 22 декабря 1999 г. N 144 "Об утверждении Инструкции по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях" (опубликовано не было). При их подготовке использованы Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1998 г. N 258 "Об утверждении Основного положения по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющий запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях", Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 1667-р и другие нормативные акты.

18) Для приобретения необходимых навыков по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов, проверки готовности мобилизационных органов в установленном порядке периодически проводятся командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки. При их планировании главное внимание должно уделяться отработке вопросов приведения всех структур в различные степени мобилизационной готовности, перевода экономики на функционирование в условиях военного времени, правильному определению мероприятий и методов их реализации.

Основными принципами учений и тренировок являются соответствие целей и содержания мобилизационной подготовки в условиях современных вооруженных конфликтов и войн характеру выполняемых задач и уровню подготовки моборганов. Высшей и наиболее эффективной формой учений и тренировок являются командно-штабные учения, которые предназначены для подготовки руководящего состава различных звеньев. Учения, имеющие общефедеральное значение, проводятся по решению Правительства РФ, потому что настоящим ФЗ Правительству РФ предоставлены полномочия по организации проведения учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов.

Основные направления данной деятельности регламентированы Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1354 "Об организации системы обучения и повышения квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 N 416 "Об утверждении Положения об обучении специалистов в области мобилизационной подготовки экономики", Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2003 г. N 142-13 "Об утверждении Примерного положения о мобилизационных органах в РФ" и другими нормативными актами.

Учения и тренировки по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов происходят во время военных сборов граждан (в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"), а также в ходе плановых занятий, учений, тренировок и практической работы по обслуживанию вооружения и военной техники в воинских частях, предприятиях и военных образовательных учреждениях профессионального образования. По целям и характеру проведения военные сборы подразделяются на:

а) учебные сборы:

- в составе воинских частей и подразделений на штатных должностях, на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное время;

- по подготовке граждан по военно-учетным специальностям;

- по обслуживанию вооружения и военной техники неприкосновенного запаса с одновременным ее изучением;

б) сборы по проверке мобилизационной готовности соединений, воинских частей, военных комиссариатов и других войск.

Конкретные сроки прохождения гражданами военных сборов и тренировочных занятий в установленных данным Положением пределах определяются федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Количество призываемых на военные сборы граждан устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ с учетом потребности в подготовке специалистов для Вооруженных Сил РФ и других войск. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления организуют призыв и отправку граждан на военные сборы. Планирование и проведение военных сборов возлагаются на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Сроки проведения военных сборов согласовываются с органами исполнительной власти и руководителями предприятий.

Граждане и должностные лица, виновные в невыполнении задач по организации и проведению военных сборов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. На военные сборы могут призываться граждане, не имеющие права на отсрочку от призыва по мобилизации.

Категории граждан, освобождаемых от военных сборов, установлены статьей 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Основными задачами учебных сборов приписного состава являются:

- проверка реальности отдельных запланированных мобилизационных мероприятий;

- подготовка органов управления соединений воинских частей и подразделений к боевым действиям в условиях военного времени;

- совершенствование мобилизационной готовности военных комиссариатов;

- совершенствование гражданами военных знаний, специальной подготовки при выполнении должностных обязанностей, полевой выучки и навыков в применении штатного вооружения и военной техники в современном бою;

- совершенствование у офицеров навыков умелого руководства при переводе соединений, воинских частей, подразделений на штаты военного времени, при подготовке к выполнению боевых задач.

Для проведения учебных сборов приписного состава осуществляется полный или частичный перевод соединений и воинских частей на штаты военного времени в объемах, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти, в войсках которых проводятся сборы.

19) Для бесперебойного функционирования экономики в военное время, для нужд обороны, ликвидации последствий стихийных бедствий и удовлетворения других потребностей государства и общества создаются, накапливаются, сохраняются, обновляются и используются мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного и государственного резервов, неснижаемые запасы продовольственных товаров и нефтепродуктов. В их основу заложены результаты анализа статистических данных, экспертные оценки по выпуску материальных ценностей при чрезвычайных ситуациях, среднестатистические сведения о численности пострадавших. Запасы размещаются на собственных предприятиях Росрезерва или в пунктах ответственного хранения во всех регионах России. Запасы независимо от места их размещения, также здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью.

Настоящим ФЗ Правительству РФ даны полномочия по определению порядка создания, накопления, сохранения, обновления и использования мобилизационных запасов, материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов. Правительство РФ осуществляет эти полномочия через федеральный орган исполнительной власти - Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв). Его функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом определены Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 373 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам".

На основании Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" разработаны Федеральным агентством по государственным резервам (Росрезерв) и утверждены Правительством РФ номенклатура и объемы государственных материальных ресурсов.

Их пополнение происходит в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 14 мая 1997 г. N 570-27 "Положение о мобилизационном резерве Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" и другими нормативными документами.

В них содержатся следующие требования:

- выполнение мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами);

- проведение обязательной ежегодной инвентаризации мобилизационного резерва с устранением выявленных недостатков;

- выполнение обязанностей по освежению и замене материальных ценностей в соответствии со сроками хранения. Обновление материальных ценностей государственного резерва, находящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих их ответственное хранение, а также их замена на продукцию аналогичного ассортимента и качества производятся указанными предприятиями самостоятельно, без привлечения дополнительных бюджетных средств;

- соблюдение требований к временному заимствованию материальных ценностей.

Сведения, касающиеся мобилизации и мобилизационного резерва, являются совершенно секретными, и доступ к ним предоставляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63.

Временное заимствование материальных ценностей производится только на основании решения Правительства РФ путем представления получателем (заемщиком) гарантийного обязательства по возврату материальных ценностей, а также путем заключения контрактов (договоров) Росрезервом с получателями. Принцип платности заимствования (размер платы) определяется Росрезервом исходя из стоимости заимствованных материальных ценностей. Погашение юридическими лицами задолженности по заимствованию и (или) самовольно израсходованным материальным ценностям государственного резерва происходит по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 791.

20) Правительство РФ определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием. При реализации этих полномочий разрабатываются перечни объектов повышенного риска и систем жизнеобеспечения, объектов и документации, являющихся национальным достоянием, других объектов и документации в соответствии с решениями Правительства РФ, по которым должен создаваться страховой фонд документации. Создание, хранение и использование страхового фонда документации регламентированы ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 177 "Вопросы Федерального архивного агентства", Приказом Росархива от 11 марта 1997 г. N 11 "Об утверждении регламента государственного учета документов архивного фонда Российской Федерации", Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации" (вместе с Унифицированной системой документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003) и другими нормативными актами. В соответствии с ними осуществляется методическое и организационное руководство деятельностью страхового фонда, проведение научных исследований, разработка нормативно-методических и правовых документов, необходимых для его создания, развития, сохранения и использования. В этих целях происходят разработка и внедрение новых и совершенствование существующих технологий и методов создания, хранения и использования страховых фондов, отбор и подготовка документации для микрофильмирования и переноса на другие носители информации, выдача из имеющихся хранилищ информации в соответствии с порядком, определенным нормативными актами.

21) Правительство РФ осуществляет иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, и не урегулированные настоящим Федеральным законом. Порядок исполнения таких полномочий определен ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. N 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации", Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами.

Новый комментарий к статье 6 закона о Мобилизации 2023 года

Статья 6 закона определяет полномочия Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Эти полномочия предоставляют Правительству широкие полномочия и ответственность в руководстве и организации мобилизационных процессов в стране.

Согласно статье, полномочия Правительства Российской Федерации включают следующее:

  1. Руководство мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации в пределах своих полномочий. Правительство осуществляет руководство и координацию мер по мобилизационной подготовке и мобилизации, в пределах своей компетенции и полномочий.
  2. Осуществление мер по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. Правительство принимает необходимые меры и осуществляет деятельность по обеспечению мобилизационной подготовки, включая организацию ресурсов, материально-технического обеспечения и финансирование.
  3. Определение полномочий федеральных органов исполнительной власти и руководство их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации по поручению Президента Российской Федерации. Правительство определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти и организует их работу в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации.
  4. Организация согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. Правительство организует сотрудничество и взаимодействие между федеральными и региональными органами исполнительной власти в области мобилизационных процессов.
  5. Организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время. Правительство разрабатывает стратегические и тактические планы, которые определяют необходимые меры и ресурсы для удовлетворения потребностей страны и населения в случае военного времени и мобилизации.
  6. Определяет порядок заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами. Правительство устанавливает правила и процедуры заключения контрактов с организациями, которые будут выполнять мобилизационные задания и обеспечивать необходимые материально-технические ресурсы в период мобилизации.
  7. Определяет порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации. Правительство устанавливает механизмы и источники финансирования мобилизационных мероприятий, чтобы обеспечить эффективное использование бюджетных средств и финансовых ресурсов в подготовке и реализации мобилизационных процессов.
  8. Решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы). Правительство принимает решения о выделении финансовых ресурсов из федерального бюджета для мобилизационной подготовки и мобилизации, а также определяет условия и льготы для организаций, которые выполняют мобилизационные задания.
  9. Разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и военного времени, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки. Правительство отвечает за разработку и подготовку законодательных актов, которые регулируют проведение мобилизационных процессов и обеспечивают эффективную подготовку и функционирование военной системы в период мобилизации и военного времени.
  10. Организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Правительство осуществляет контроль и координацию выполнения международных договоров, которые регулируют сотрудничество с другими странами в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
  11. Ведет международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Правительство представляет интересы Российской Федерации и ведет переговоры с другими странами по вопросам сотрудничества и координации мер в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
  12. Организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации. Правительство содействует разработке и распространению научных и методических материалов, а также предоставляет информационную поддержку и ресурсы, необходимые для эффективной мобилизационной подготовки.
  13. Организует повышение квалификации работников мобилизационных органов. Правительство разрабатывает и реализует программы повышения квалификации и подготовки персонала, занятого в органах, отвечающих за мобилизационную подготовку и мобилизацию, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма и компетентности в этой области.
  14. Организует мобилизационную подготовку и осуществляет контроль за ней, устанавливает статистическую отчетность, оценивает состояние мобилизационной готовности Российской Федерации в пределах своих полномочий и ежегодно докладывает об этом Президенту Российской Федерации. Правительство ответственно за организацию и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке, включая контроль за их выполнением и оценку уровня готовности страны к мобилизации. Кроме того, правительство представляет отчеты о состоянии мобилизационной готовности и проведенных мероприятиях Президенту Российской Федерации.
  15. При объявлении мобилизации осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Правительство контролирует процесс перевода военных сил и структур на режим военного времени, следит за правильной организацией и формированием военных подразделений и структур в соответствии с требованиями мобилизации.
  16. При объявлении мобилизации организует в установленном порядке перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени. Правительство регулирует процесс перевода экономики страны на работу в условиях военного времени, включая организацию работы предприятий и учреждений, рациональное использование ресурсов и координацию деятельности в различных секторах экономики.
  17. Организует бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Правительство устанавливает процедуры и механизмы бронирования граждан, которые имеют статус запасных военнослужащих и занимают ключевые должности в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях. Бронирование гарантирует их доступность и готовность к мобилизационным действиям в случае необходимости.
  18. Организует проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов. Правительство осуществляет планирование и координацию проведения учений и тренировок, направленных на проверку эффективности мобилизационных планов и готовности соответствующих органов и структур к мобилизационным действиям. Это позволяет улучшить систему подготовки и оперативность реагирования в случае мобилизации.
  19. Определяет порядок формирования, хранения и обслуживания мобилизационного резерва и порядок использования неснижаемого запаса государственного материального резерва. Правительство разрабатывает правила и процедуры, регулирующие формирование и хранение мобилизационного резерва, включая необходимые материальные и технические ресурсы. Также определяется порядок использования неснижаемого запаса государственного материального резерва в период мобилизации для обеспечения нужд государства и населения.
  20. Определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием. Правительство устанавливает механизмы и правила для создания и обслуживания страхового фонда, который включает в себя документацию и информацию о вооружении и военной технике, важных гражданских продуктах, объектах, представляющих повышенный риск, системах, обеспечивающих жизнеобеспечение населения, а также объектах, которые являются национальным достоянием.

Страховой фонд документации имеет важное значение для обеспечения сохранности и доступности критической информации и материалов во время мобилизации. Он служит основой для управления и контроля за важными ресурсами и объектами, необходимыми для обеспечения безопасности и функционирования страны в условиях мобилизации и военного времени.

Правительство разрабатывает механизмы и правила использования страхового фонда, чтобы обеспечить его эффективное использование и максимальную защиту важной информации и ресурсов. Кроме того, правительство отвечает за сохранение и обновление страхового фонда, чтобы он соответствовал современным потребностям и вызовам, связанным с мобилизационной подготовкой и мобилизацией.

Страховой фонд документации является одним из важных инструментов, обеспечивающих эффективное планирование, координацию и управление военными и гражданскими ресурсами в период мобилизации и военного времени.