Вы здесь

Статья 8 ФЗ-31 О Мобилизации в РФ. Полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Новая редакция Ст. 8 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации:

1) организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию;

2) руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3) утратил силу с 1 января 2005 г.;

4) обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований;

7) проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

8) заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

9) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

11) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;

организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов. Под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов устанавливается Положением о военных комиссариатах, утверждаемым Президентом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

12) утратил силу с 1 января 2005 г.;

13) утратил силу с 1 января 2005 г.;

14) вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

15) Исключен с 1 июля 2002 г.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации координируют и контролируют проведение органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий.

3. Утратил силу.

Комментарий к Ст. 8 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Система государственной власти Российской Федерации отражена в Конституции РФ. Важными ее звеньями являются органы исполнительной власти субъектов РФ. Перечень их полномочий зафиксирован в Конституции РФ, различных федеральных законах, договорах и соглашениях.

Свои полномочия и функции органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления. Границы самостоятельности их полномочий установлены Конституцией РФ и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В области мобилизационной подготовки и мобилизации полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления определены настоящим ФЗ.

1) Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, согласно настоящему ФЗ, имеют полномочия по организации и обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации. Данная деятельность направлена на обеспечение их готовности к переводу на работу в условиях военного времени, разработку мобилизационных планов, координацию проведения мобилизационных мероприятий в подведомственных органах исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, учреждениях и организациях, а также на осуществление методического обеспечения этих мероприятий. Проведение мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляется через соответствующие органы, которые образуются на основании Постановления Правительства РФ от 6 марта 2003 г. N 142-13 "Об утверждении Примерного положения о мобилизационных органах в Российской Федерации".

Структура и штаты мобилизационных органов, согласно настоящему ФЗ, определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий или задач по мобилизационной работе.

Так, например, Указом губернатора Орловской области от 15 апреля 2009 г. N 99 "О положении о мобилизационном управлении аппарата Губернатора и Правительства Орловской области" образовано мобилизационное управление, являющиеся структурным подразделением аппарата губернатора и правительства Орловской области. В муниципальном Лесозаводском городском округе Приморского края мобилизационный отдел организован и действует в соответствии с Постановлением главы администрации от 4 августа 2005 г. N 545.

На моборганы возлагаются разработка и ведение планов непосредственной подготовки к переводу и перевода исполнительной государственной власти и местного самоуправления на работу в условиях военного времени, подготовка документов мобилизационной подготовки, координация и методическое обеспечение мобилизационной подготовки органов исполнительной государственной власти, области специальной компетенции и органов местного самоуправления. Они осуществляют организацию подготовки должностных лиц органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления к работе в период мобилизации и в военное время, в том числе и на запасных пунктах управления. На мобилизационные органы возложены организация и проведение учений и тренировок по переводу на работу в условиях военного времени и выполнению мобилизационных планов. В их функции входят организация и обеспечение воинского учета и бронирования (в период мобилизации и военного времени) граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах исполнительной государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством РФ. Также на мобилизационные органы возложена подготовка ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности области.

2) Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения.

Так, например, Курганская городская Дума приняла решение от 1 марта 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений города Кургана". В нем указано, что муниципальные предприятия и учреждения обязаны:

- организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

- создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

- разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

- проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

- выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

- при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

- оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

- обеспечивать своевременное оповещение и явку граждан, состоящих с ними в трудовых отношениях и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части;

- обеспечивать поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

- создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

3) утратил силу с 1 января 2005 г.

4) Правовую основу деятельности исполнительной государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ и иные документы. Они, согласно конституционным требованиям, имеют верховенство на всей территории страны и обязательны к исполнению.

Исполнительная государственная власть субъектов РФ и органы местного самоуправления, на основании ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечивают исполнение настоящего ФЗ, федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента России и Правительства РФ в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

5) Настоящим ФЗ на органы исполнительной государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления возложены полномочия по разработке мобилизационных планов. Одним из документов, которым регулируется данная деятельность, является Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 860-44 "О мобилизационном плане экономики Российской Федерации".

Данное Постановление является правовой основой для разработки мобилизационных планов на уровне субъектов Федерации. Так, например, оно положено в основу Указа губернатора Пермской области от 24 июня 2004 г. N 76 "Об утверждении Положения о мобилизационной подготовке Пермской области", в котором указываются направления подготовки мобилизационных планов.

Основанием всех мобилизационных планов органов исполнительной государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления служат расчеты, периодически проверяемые и возобновляемые и сводимые в систематические мобилизационные мероприятия, также периодически обновляемые. В мобилизационном плане должны быть предусмотрены:

- балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих в особый период;

- расчет дополнительной потребности в особый период;

- сведения о мобилизационной потребности и обеспеченности рабочей силой по состоянию на 1 января особого периода;

- план замены граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву в Вооруженные Силы РФ;

- штатная численность в особый период;

- обеспеченность учреждения электрической энергией, топливом и коммунальными услугами в особый период;

- численность персонала для получения горячего питания в военное время;

- показатели обеспеченности помещениями в загородной зоне в особый период;

- показатели по наличию и предназначению автомобильного транспорта в особый период;

- состояние гражданской обороны в особый период и объемы капитальных вложений на мероприятия гражданской обороны;

- смета чрезвычайных расходов по обеспечению первоочередных мероприятий в первый месяц военного времени;

- расчет к смете чрезвычайных расходов по обеспечению первоочередных мобилизационных мероприятий в первый месяц военного времени;

- сводный план финансирования на первый месяц военного времени;

- отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, и т.д.

Мобилизационные планы органов исполнительной государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления составляются и хранятся в обстановке секретности, так как ими в значительной мере определяются оперативные планы начального периода войны.

6) В соответствии с настоящим ФЗ, Указом Президента РФ от 28 июля 1995 г. N 768 "О первоочередных мерах по восстановлению системы мобилизационной подготовки экономики РФ", Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 860-44 "О мобилизационном плане экономики Российской Федерации" органам исполнительной государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления даны полномочия по проведению мероприятий по мобилизационной подготовке экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований.

Среди конкретных мероприятий по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований должны быть предусмотрены:

- перепрофилирование различных производств на производство продукции военно-технического назначения;

- ввод мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции;

- возмездное изъятие в соответствии с федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами имущества у организаций, граждан и других лиц;

- изменение режима трудовой деятельности;

- бронирование специалистов для производственных нужд предприятий, организаций и т.д.

7) Порядок взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления с федеральными органами исполнительной власти определен Указом Президента РФ от 14 ноября 1997 г. N 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации", Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" и другими нормативными актами. Такая деятельность осуществляется при обеспечении выполнения мобилизационных планов. Полномочия по такому взаимодействию предоставлены настоящим ФЗ.

Они осуществляются в следующих формах:

- планирование и реализация совместных мероприятий;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации;

- обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти и предоставляемой в установленном порядке;

- иные формы, предусмотренные соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) могут проводить совещания и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием представителей территориальных органов.

8) Органы исполнительной государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и условия заключения таких договоров (контрактов) установлены ФЗ "О государственном оборонном заказе", ФЗ "О техническом регулировании", ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ФЗ "О государственном материальном резерве", Гражданским кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти государственной власти субъектов Российской Федерации", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

После определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, либо в случае установления факта, который в соответствии с законодательством не позволяет заключить сделку. Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.

При заключении государственного или муниципального контракта на поставку энергетических ресурсов проект такого контракта, направляемый государственным или муниципальным заказчиком поставщику, должен быть основан на объеме потребления энергетических ресурсов, согласованном в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

При размещении заказа на оказание услуг связи федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся сети связи специального назначения, предназначенные для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, и который выступает государственным заказчиком, начальная цена государственного контракта, а также цена государственного контракта в случае размещения заказа указанным органом у единственного исполнителя должны определяться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исходя из необходимости компенсации экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием данных услуг, и возмещения обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании данных услуг.

Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В государственный контракт и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

9) Настоящим ФЗ, Указом Президента РФ от 20 июля 1995 г. N 732 "Об организации подготовки федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к переводу на работу в условиях военного времени", Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 860-44 "О мобилизационном плане экономики Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления даны полномочия по обеспечению выполнения мероприятий по переводу их экономик на работу в условиях военного времени при объявлении мобилизации.

В этот период ими, в пределах имеющихся полномочий, осуществляются следующие мероприятия:

- организация производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;

- организация снабжения (при необходимости нормированного) населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания населения;

- регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;

- оповещение через средства массовой информации населения территории, на которой введено военное положение, о порядке применения мер, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом;

- оказание содействия федеральным органам исполнительной власти и органам военного управления в применении мер, предусмотренных законом.

По вопросам своей деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, обеспечивающие режим военного положения, издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами. На их основе применяются следующие меры:

- введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

- привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

- изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

- запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

- введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

- введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности.

В период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.

10) В случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в соответствии с полномочиями, предоставленными настоящим ФЗ, принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения (более подробно см. комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 7 настоящего ФЗ).

11) Основные принципы создания военных комиссариатов, их подчиненность, задачи, содержание и обеспечение определены ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах". Они же устанавливают порядок их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований. Одним из направлений такой работы является оказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации по ряду направлений.

Во-первых, в соответствии с настоящим ФЗ, Указом Президента РФ от 2 октября 1998 года N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности", Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 852 "Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований" органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принимают необходимые меры для обеспечения выполнения задач, включенных в мобилизационный план экономики.

В этих целях, например, устанавливается, создается и хранится имущество мобилизационного назначения. Под ним понимается имущество, предназначенное для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

В имущество мобилизационного назначения включаются объекты мобилизационного назначения, а также все виды мобилизационных запасов (резервов). Отнесение имущества организаций к имуществу мобилизационного назначения производится только в той мере, в которой это необходимо для выполнения мобилизационных заданий (заказов).

Имущество мобилизационного назначения в процессе выполнения мобилизационных заданий (заказов) и в зависимости от их содержания может либо использоваться непосредственно лицами, в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) которых находится это имущество, либо передаваться другим лицам для последующего использования.

К имуществу мобилизационного назначения организаций относятся следующие основные фонды: здания, сооружения, производственный инвентарь.

В этих целях организуется оповещение о поставке техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации.

В этих целях для проведения оповещения граждан по месту их жительства (работы) в муниципальных образованиях, на территориях которых расположены военные комиссариаты, создаются участки оповещения, а там, где отсутствуют военные комиссариаты, - штабы оповещения. Создание, организация работы и материальное обеспечение участков оповещения осуществляются соответствующими военными комиссариатами при содействии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Создание и организация работы штабов оповещения возлагаются на соответствующие органы местного самоуправления. В этом случае издается соответствующий нормативный акт, в котором определяется схема организации и проведения оповещения граждан, пребывающих в запасе и имеющих мобилизационные предписания, а также граждан - владельцев транспортных средств. В этом же документе указываются схема организации связи, порядок выделения автотранспорта для организации оповещения, а также закрепляются ответственные должностные лица и определяются их обязанности.

Во-вторых, организация и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе, определены настоящим ФЗ, Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 890 "Об организации работы по бронированию военнообязанных в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 г. N 821 "Об утверждении основных положений по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях", Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 852 "Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований", Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в организациях, утвержденной Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 г. N 144, Методическими рекомендациями Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях и другими нормативно-правовыми актами.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления настоящим ФЗ даны полномочия по организации и обеспечению воинского учета и бронирования у себя и в организациях, деятельность которых связана с их деятельностью или которые находятся в сфере их ведения. Они также обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством РФ. Более подробно данная деятельность рассмотрена в VI разделе настоящего ФЗ.

В-третьих, в соответствии с настоящим ФЗ, ФЗ "Об обороне", Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" при военных комиссариатах создается аппарат их усиления. Он создается в мирное время и предназначен для обеспечения оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования. Аппарат усиления состоит из граждан, участвующих в его работе на договорной основе. Порядок их подготовки к работе (занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления военного комиссариата установлен Приказом Министра обороны РФ от 1 мая 2008 г. N 242. Военные комиссариаты информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о составе аппарата усиления военных комиссариатов, врачах-специалистах, среднем медицинском персонале и технических работниках, средствах связи, транспортных и других материальных средствах, привлекаемых для выполнения возложенных на военные комиссариаты задач, и по другим вопросам. В мирное время граждане привлекаются к работе (занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления не менее двух раз в год на основании договора, заключаемого с военным комиссариатом. Настоящим ФЗ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления даны полномочия по организации в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов.

Так, например, схема данной деятельности изложена в Постановлении главы администрации Заднепровского района г. Смоленска от 17 января 2003 г. N 15 "Об организации мобилизационной подготовки аппарата усиления военного комиссариата района для обеспечения проведения мобилизации в исполнительный период и мобилизационных мероприятий в мирное время".

12) Утратил силу с 1 января 2005 г.

13) Утратил силу с 1 января 2005 г.

14) Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, в соответствии с настоящим ФЗ, ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента РФ от 20 июля 1995 г. N 732 "Об организации подготовки федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к переводу на работу в условиях военного времени", вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут общаться с законодательной инициативой по изменению настоящего ФЗ.

Так, например, Законодательное Собрание Вологодской области приняло Постановление от 22 марта 2006 г. "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "Об обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

15) Исключен с 1 июля 2002 г.

2. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, в соответствии с настоящим ФЗ, ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесены координация и контроль проведения органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, которые установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют методическое обеспечение мероприятий по мобилизационной подготовке.

Примером такого документа служит Приказ правительства Иркутской области от 7 февраля 2011 г. N 4-пра "Об утверждении Положения об управлении мобилизационной подготовки Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области".

3. В ст. 26.6 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничены полномочия между органами государственной власти края, области и органами государственной власти входящего в их состав автономного округа. Данное положение также относится к мобилизационной подготовке и мобилизации. Полномочия, предусмотренные настоящим ФЗ, осуществляются органами исполнительной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономного округа, если иное не установлено федеральным законом. Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа", Федеральным конституционным законом от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" предусмотрено, что полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются органами государственной власти автономного округа.

Новый комментарий к статье 8 закона о Мобилизации 2023 года

В соответствии с данной статьей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют следующие полномочия и функции:

  1. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации через соответствующие органы. Это включает разработку и реализацию мероприятий, направленных на подготовку и мобилизацию на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  2. Руководство мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с органами исполнительной власти или находится в их ведении. Это означает координацию деятельности данных организаций в рамках мобилизационной подготовки и обеспечение их готовности к мобилизационным мероприятиям.
  3. Обеспечение исполнения законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны гарантировать соблюдение и реализацию установленных норм и положений, осуществлять контроль и надзор за их исполнением.
  4. Разработка мобилизационных планов, которые определяют необходимые мероприятия и ресурсы для реализации мобилизационных задач на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  5. Проведение мероприятий по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Область мобилизационной подготовки не ограничивается только военными и военно-техническими аспектами. Статья 8 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" подчеркивает важность организации мобилизационной подготовки экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Экономическая мобилизация включает в себя ряд мероприятий, направленных на обеспечение ресурсов, материальных средств и условий для успешного функционирования и поддержки страны в военное время. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления выполняют важные функции в этой сфере.

Координация и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке экономики включает планирование, подготовку и адаптацию предприятий и организаций к возможному переходу на работу в условиях военного времени. Это может включать разработку программ и инструкций, обеспечение резервов сырья и материалов, определение порядка приоритетности производства и организации ресурсоснабжения, а также установление механизмов контроля и координации деятельности экономических субъектов.

Планирование и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований требует тесного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и другими структурами, чтобы обеспечить эффективное функционирование и взаимодействие всех уровней системы мобилизационной подготовки.

Кроме того, важным аспектом является оказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают необходимые условия для оповещения, явки и учета граждан, подлежащих призыву.