Вы здесь

Статья 9 ФЗ-31 О Мобилизации в РФ. Обязанности организаций

Новая редакция Ст. 9 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Организации обязаны:

1) организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

2) создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее - мобилизационные работники);

3) разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

4) проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

5) выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

6) при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

7) оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части;

обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

8) утратил силу с 1 января 2005 г.;

9) утратил силу с 1 января 2005 г.;

10) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

11) создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

2. Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 9 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Учреждение или предприятие, созданное на территории РФ независимо от форм собственности и подчиненности, в соответствии с законодательством РФ является организацией. Согласно ст. 48 ГК РФ оно отнесено к юридическим лицам, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Организации должны иметь самостоятельный баланс, смету и должны быть зарегистрированы в государственных органах юстиции в установленном порядке.

Деятельность организаций регламентирована рядом нормативно-правовых актов, среди которых Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и другие.

Настоящим ФЗ на организации возложен ряд обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

1) Под мобилизационной готовностью организаций понимается их возможность в установленные сроки осуществлять перевод работы на условия военного времени. Уровень такой готовности зависит от состояния мобилизационных мощностей и резервов, а также от реализации задач мобилизационной подготовки. В этих целях организация, в соответствии с настоящим ФЗ, Указом Президента РФ от 28 июля 1995 г. N 768с "О первоочередных мерах по восстановлению системы мобилизационной подготовки экономики РФ", должна организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности. Осуществлять мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации требует и Приказ Минэкономразвития РФ от 25 августа 2005 г. N 205 "Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения". Среди мероприятий по обеспечению мобилизационной готовности организации названы выполнение мобилизационных заданий (заказов), обеспечение жизнедеятельности, определение условий работы и подготовка к работе в период мобилизации и в военное время, подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы РФ, и т.д.

В Постановлении Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 636 указано, что за деятельностью в области организации и проведения мероприятий по обеспечению мобилизационной готовности акционерных обществ осуществляется контроль. При выявлении допущенных акционерными обществами нарушений в области мобилизационной подготовки от них требуют их устранения или созыва внеочередного общего собрания акционеров, а также информируют соответствующий федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о допущенных нарушениях для принятия необходимых мер.

2) Организации, особенно имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, в соответствии с настоящим ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2003 г. N 142-13 "Об утверждении Примерного положения о мобилизационных органах в РФ", должны создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов.

Их структура и штаты определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям организаций. Их функции, права и обязанности определяются приказом по организации в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2003 г. N 142-13.

На моборганы организаций такими документами возлагаются функции по разработке мобилизационных планов и мобилизационных заданий, создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов. Они создают и оборудуют в установленном порядке запасной пункт управления организацией. Моборганы обеспечивают своевременное оповещение и явку работников, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части. Мобилизационные подразделения и работники осуществляют контроль за подготовкой техники организации, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах. На них также возложены учет и бронирование военнообязанных граждан по военно-учетным специальностям, осуществление хранения и учета бланков строгой отчетности по ведению ВУС. Мобилизационные подразделения и работники составляют ежегодные отчеты по забронированным военнообязанным, представляют сводные отчеты в вышестоящие организации.

3) Документы, определяющие содержание, объем, порядок и сроки проведения мероприятий по переводу экономики организации на режим деятельности в условиях военного времени, являются мобилизационными планами. Организации в пределах своих полномочий разрабатывают их на основании настоящего ФЗ, Постановления Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 860-44 "О мобилизационном плане экономики Российской Федерации". Планирование мобилизационных мероприятий осуществляется в соответствии с организационно-методическими документами Минэкономразвития России, МЧС России, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и т.д. В мобилизационные планы организаций, к примеру, включаются такие пункты:

- подготовка руководящего состава и уполномоченных в области мобилизационной подготовки работников к деятельности по организации, управлению и обеспечению перевода организаций на работу в условиях военного времени и к работе в военное время;

- разработка организационно-штатной структуры, смет чрезвычайных расходов организаций в военное время, а также проектов нормативных актов военного времени;

- определение и уточнение схем управления, оповещения, функциональных обязанностей руководящего состава и задач структурных подразделений для обеспечения перевода на работу в условиях военного времени;

- организация, определение порядка и техническое обеспечение круглосуточного приема распоряжений (сигналов оповещения) о введении степеней готовности или специальных решений федеральных органов государственной власти;

- сбор, обобщение и обмен информацией о состоянии и ходе выполнения обязательных заданий и планов, проводимых мероприятий по защите личного состава от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечение их устойчивого функционирования в военное время.

4) Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время. В этих условиях они должны:

- выполнять договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

- выполнять мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;

- обеспечивать и принимать участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

- осуществлять мероприятия, предусмотренные планами перевода экономики страны (мобилизационными планами) на работу в условиях военного времени, планами и заданиями накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, на основе договоров, заключаемых с федеральными органами исполнительной власти, которым эти задания установлены Правительством Российской Федерации;

- исполнять военно-транспортную обязанность в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

- осуществлять воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлять для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

5) В целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны, выпуска военной продукции, комплектующих изделий и материалов, выполнения различных работ и предоставления услуг (в том числе по мобилизационной подготовке) организации должны выполнять мобилизационные задания (заказы). Они проводятся в соответствии с заключенными договорами (контрактами), где предусмотрены объемы и сроки поставок. Порядок и условия заключения таких договоров (контрактов) установлены ФЗ "О государственном оборонном заказе", ФЗ "О техническом регулировании", ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ФЗ "О государственном материальном резерве", Гражданским кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и иными нормативными актами. В целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации задания (заказы) заключаются с организацией, победившей на конкурсе (торгах). Происходит это на основании исходных условий (стоимость, сроки и другие показатели, определяемые в соответствии с федеральными и межгосударственными целевыми программами). Срок их исполнения в целом определяется на основании исходных условий и может быть уточнен по итогам проведения конкурсов (торгов). Сроки приемки задания (заказы) определяются сторонами.

6) Настоящим ФЗ, ФКЗ "О военном положении", ФЗ "Об обороне" на организации возложена обязанность по проведению мероприятий по переводу производства на работу в условиях военного времени после объявления мобилизации. В этих условиях они обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам. В период действия военного положения права организаций и их должностных лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, по основаниям, установленным законодательством. На этом основании организации в период действия военного положения обязаны проводить мероприятия по предоставлению необходимого для нужд обороны имущества, находящегося в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

Они вводят особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды. Организации обязаны проводить мероприятия по эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, выполнению работы для нужд обороны, по ликвидации последствий применения оружия со стороны противника, по восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также по участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями. Они должны вводить контроль за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем.

7) Требования настоящего ФЗ, ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Указа Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", Указа Президента РФ от 2 октября 1998 года N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности", Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 852 "Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований" обязывают организации оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации. Содействие осуществляется по ряду направлений:

а) в организации должна быть налажена система оповещения, т.е. комплекс способов доведения в короткие сроки до работников различной информации. Происходит это путем передачи установленных сигналов через технические средства, с помощью средств связи, посылки нарочных и т.д. В каждом случае их выбирает штаб оповещения, создаваемый при мобилизационных органах. Организации оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации. Они участвуют в работе аппарата усиления военных комиссариатов, выделяя необходимое число специалистов. В этих целях применяется система оповещения организации. Она используется для обеспечения своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части;

б) на основании настоящего ФЗ, Указа Президента РФ от 2 октября 1998 г. N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности" организации обеспечивают поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации.

Организации предоставляют транспортные средства войскам, формированиям и органам в установленные сроки в пунктах передачи с соответствующей документацией, в технически исправном состоянии, а также обеспеченными по нормам, определенным соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам военно-транспортной обязанности.

Доставка транспортных средств в пункты передачи, проведение подготовительных мероприятий для установки на них специального оборудования, переоборудование или дооборудование транспортных средств производятся силами и средствами организаций.

8) Утратил силу с 1 января 2005 г.

9) Утратил силу с 1 января 2005 г.

10) В соответствии с мобилизационными планами, в соответствии с требованиями настоящего ФЗ, организации обязаны предоставлять определенные объекты для выполнения мобилизационных мероприятий. Перечень объектов мобилизационного назначения организаций определяется в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359, в редакции изменения 1/98, утвержденного Госстандартом Российской Федерации 14 апреля 1998 г. В него могут включаться здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства.

К зданиям относятся архитектурно-строительные объекты, предназначенные для создания необходимых условий труда и хранения материальных ценностей, - постройки, занятые производственными, вспомогательными и обслуживающими цехами и службами предприятия. Под сооружениями понимаются инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций, а также транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения, и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д.

В мобилизационных целях организации могут передавать земельные участки для государственных или муниципальных нужд. Земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Под транспортом понимается совокупность технических средств, предназначенных для перемещения людей и грузов из одного места в другое. В настоящее время существует гужевой, автомобильный, водный, воздушный транспорт. Использование их в мобилизационных целях подробно рассмотрено в ст. 13 настоящего ФЗ.

При осуществлении мобилизационной подготовки и мобилизации могут быть использованы другие материальные средства, в частности производственный инвентарь. К нему относятся предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям (например, емкости для хранения жидкостей, устройства и тара для сыпучих, штучных и тарно-штучных материалов, рабочие столы, стеллажи и т.п.).

Предоставленные организацией объекты и другие материальные средства в зависимости от их содержания могут либо использоваться непосредственно теми подразделениями и органами, в распоряжении которых они находятся, либо передаваться другим для последующего использования.

Убытки, понесенные организациями в ходе мобилизационной подготовки и мобилизации при предоставлении объектов и материальных средств, возмещаются государством в порядке, определяемом Правительством РФ. Примером может служить Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 545 "Об утверждении Правил компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перевозчиками в результате осуществления отдельных перевозок железнодорожным транспортом в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях".

Такие расходы федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов установлены Приказом Минфина РФ от 11 июля 2011 г. N 81н "Об утверждении указаний о порядке применения целевых статей классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 год". Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд определено ст. 57 Земельного кодекса РФ.

11) Комплекс мероприятий, осуществляемых организациями, по ведению учета граждан, являющихся призывниками и военнообязанными, непосредственно там работающих, является воинским учетом и бронированием. На основании настоящего ФЗ, ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Постановления Правительства РФ от 11 июля 1994 г. N 821 "Об утверждении Основных положения по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющий запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях", Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 852 "Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований" организации в этих целях обязаны создавать военно-учетные подразделения. Они должны выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, и обеспечивать представление отчетности по бронированию.

Военно-учетные подразделения создаются приказом руководителя организации. Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719. При наличии в организациях 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол.

Деятельность военно-учетных подразделений осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях (утверждены в 2007 г.), Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в организациях", утвержденной Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 г. N 144.

В военно-учетных подразделениях организаций воинскому учету и бронированию подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники), военнообязанные мужского пола, пребывающие в запасе, и уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ. Учитываются там и лица, успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения. Военно-учетные подразделения организаций обязаны взять на учет лиц мужского пола, не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет. Учету подлежат уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах, прошедшие альтернативную гражданскую службу, а также лица женского пола, имеющие военно-учетные специальности.

Воинский учет в организациях военнообязанных подразделяется на общий и специальный. На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете. Воинский учет призывников и военнообязанных запаса организациями осуществляется по личным карточкам работников и (или) личным карточкам государственных муниципальных служащих. Документом воинского учета, на основании которых ведется воинский учет для призывников и заполняются их личные карточки, является удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Военнообязанные запаса предъявляют военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

Данные учета являются базой проведения анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время. Они оказывают содействие военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в т.ч. обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с организациями в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.

Военно-учетные подразделения заполняют и представляют в военные комиссариаты по месту нахождения организации документы, необходимые для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил РФ. Они выдают в установленном порядке забронированным гражданам, пребывающим в запасе, документы об отсрочке от призыва на военную службу. Бланки документов по ведению воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и отчетности изготовляются в организации, кроме документов строгой отчетности: бланков удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу на период мобилизации и на военное время, а также бланков извещений о зачислении на специальный воинский учет, которые изготовляются по заказу Министерства обороны РФ и Федеральной службы безопасности РФ по формам, устанавливаемым Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Военно-учетные подразделения организаций разрабатывают и представляют в вышестоящие органы по подчиненности обоснованные предложения в проекты перечней должностей и профессий и соответствующие сведения о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, а в особых случаях направляют в вышестоящие органы по подчиненности ходатайства о предоставлении гражданам, пребывающим в запасе, персональных отсрочек от призыва на военную службу. Они также исполняют следующие функции:

- представляют в установленном порядке необходимую информацию и отчетность о проводимой работе по бронированию граждан, пребывающих в запасе;

- разрабатывают планы мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу забронированным гражданам, пребывающим в запасе (форма N 15), и составляют списки уполномоченных от структурных подразделений организации для вручения удостоверений;

- проводят систематический анализ обеспеченности на военное время организаций трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе, и готовят предложения по этому вопросу, составляют планы замены специалистов, убывающих по мобилизации и в военное время (форма N 16), разрабатывают и осуществляют необходимые мероприятия по подготовке кадров для замены граждан, пребывающих в запасе, подлежащих призыву на военную службу.

По вопросам, связанным с бронированием граждан, пребывающих в запасе, военно-учетные подразделения организаций взаимодействуют с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными комиссиями, районными комиссиями и военными комиссариатами.

Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.

2. Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Государство обеспечивает методологическое и организационное единство в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и налоговых органов по реализации мер экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок этой деятельности регламентирован совместным Приказом Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, ФСНС РФ от 2 декабря 2002 г. N ГГ-181/13-6-5/9564, БГ-18-01/3 "Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики".

Организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы) и выполняющим работы по мобилизационной подготовке, предоставляются льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу. Ежегодно, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляются мероприятия для включения в состав внереализационных расходов затрат в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке.

3. Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления являются информацией. Настоящим ФЗ перед организациями поставлены обязанности по представлению информации, необходимой для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий. Данные действия направлены на получение ее определенным кругом лиц.

Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти", Постановлением Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. N 154 "Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений" и другими нормативными правовыми актами. Организации, имеющие мобилизационное задание, подлежат отнесению к категориям в зависимости от их положения и значимости в экономике государства и безопасности. Ведение документации на объекте, имеющем мобилизационное задание, секретно.

Новый комментарий к статье 9 закона о Мобилизации 2023 года

Согласно данной статье, организации имеют следующие обязанности:

  1. Организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности. Это включает разработку и реализацию планов и мероприятий, направленных на подготовку организации к возможной мобилизации, включая перевод производства на работу в условиях военного времени.
  2. Создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (мобилизационные работники). Это гарантирует наличие структуры, ответственной за координацию и руководство мобилизационными мероприятиями внутри организации.
  3. Разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий. Планы должны определять необходимые действия и ресурсы для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в случае мобилизации или военного времени.
  4. Проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время. Это включает адаптацию производства к потребностям обороны страны и обеспечение выполнения заданий, предусмотренных мобилизационными планами.
  5. Выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации. Организации должны быть готовы выполнять задания, связанные с мобилизацией, и сотрудничать с соответствующими государственными органами.

При объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени. Это означает подготовку и перевод производства на работу в условиях военного времени является важным аспектом мобилизационной подготовки и мобилизации, и статья 9 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" определяет обязанности организаций в этой области.

В соответствии с законом, организации обязаны проводить мероприятия по подготовке производства к работе в условиях военного времени, если объявлена мобилизация. Это включает необходимую подготовку и переоборудование производственных мощностей, изменение технологических процессов и организацию работы в соответствии с требованиями военного времени.

Подготовка производства включает в себя:

  • Разработку плана перевода производства на работу в условиях военного времени, который определяет последовательность действий, необходимые изменения в процессах производства, а также ресурсы и средства, требующиеся для выполнения задач.
  • Подготовку сотрудников к работе в условиях военного времени, включая обучение и тренировки по безопасности, организации и выполнению специфических задач, а также ознакомление с основными принципами и правилами работы во время конфликта.
  • Переоборудование и адаптацию производственных линий и оборудования для выполнения специфических задач, связанных с военными потребностями.
  • Поставку и распределение ресурсов, сырья, материалов и компонентов, необходимых для производства товаров и услуг во время военного конфликта.
  • Организацию системы контроля и отчетности, чтобы обеспечить эффективность и соответствие выполнения мобилизационных задач.

Перевод производства на работу в условиях военного времени требует тесного взаимодействия между организациями и государственными органами, чтобы гарантировать эффективность и координацию действий в целях поддержки обороноспособности страны и безопасности государства.