Статья 4 ФЗ-31 О Мобилизации в РФ. Полномочия Президента Российской Федерации
Новая редакция Ст. 4 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»
1. Президент Российской Федерации:
1) определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;
2) издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
4) устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации;
5) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
6) в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
7) устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время;
8) устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
9) предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан.
2. Президент Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.
Комментарий к Ст. 4 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»
1. Под полномочиями в настоящем ФЗ понимаются официально предоставленные должностному лицу права и обязанности в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
В комментируемой статье рассматриваются полномочия Президента РФ, дающие ему основания осуществлять определенные действия. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Президент России принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в том числе в области мобилизационной подготовки и мобилизации. В частности, он единолично принимает оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами. Например, он имеет право вводить своим решением военное или чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87, ст. 88 Конституции РФ).
Президент РФ, являясь Верховным главнокомандующим, наряду с полномочиями в области обороны утверждает также концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.
1) Осуществление мобилизационной подготовки и мобилизации невозможно без четко поставленных целей и задач. Цель - это руководство к действию по достижению желаемых результатов, которое содержит описание средств, сроков и ресурсов, необходимых для их достижения. Под задачей понимается предписанная работа, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки.
Настоящим ФЗ Президенту России даются полномочия по определению целей и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации по различным направлениям.
Главной целью мобилизационной подготовки и мобилизации является заблаговременная подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к переводу на работу в условиях военного времени, удовлетворение потребностей Вооруженных Сил РФ и других войск, а также обеспечение государственных нужд и нужд населения в военное время.
Достижение вышеуказанной цели возможно только при решении определенных задач, ведущими из которых являются совершенствование мобилизационной подготовки и повышение мобилизационной готовности Российской Федерации и нормативно-правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики и организаций на работу в условиях военного времени. Задачи мобилизационной подготовки и мобилизации поставлены в Военной доктрине Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которые утверждены Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146 и Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537.
Пользуясь своими полномочиями, Президент России определяет задачи мобилизационной подготовки и мобилизации по ряду важных направлений. Так, например, Указ Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 350 "Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации" ставит задачу по поддержанию пунктов управления государством и Вооруженными Силами РФ и иных специальных объектов мобилизационного резерва в готовности к использованию по предназначению в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" направлен на решение некоторых важных задач, среди которых создание, развитие, сохранение и обновление запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов, а также мобилизационных мощностей для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, органов и специальных формирований, а также нужд населения в военное время. В этот перечень задач мобилизационной подготовки и мобилизации, которые относятся к полномочиям Президента РФ, входят:
- подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы и другие войска по мобилизации;
- создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
- подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- создание условий для работы органов управления всех уровней, в том числе создание запасных пунктов управления;
- организация воинского учета;
- бронирование граждан на период мобилизации и на военное время и т.д.
Задачи по обеспечению исполнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации Указом Президента РФ от 7 сентября 2004 г. N 1146 возложены на Главное управление специальных программ Президента РФ в пределах его компетенции.
2) Президент РФ издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Статьей 90 Конституции РФ устанавливаются полномочия Президента на издание правовых актов. Президент издает указы и распоряжения, которые являются властными актами, обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации, в том числе в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Для регулирования данной деятельности издан ряд документов (более подробно см. ст. 3 настоящего ФЗ).
3) В перечень полномочий Президента РФ настоящим ФЗ включено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Этому вопросу посвящен Указ Президента РФ от 14 ноября 1997 г. N 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации".
Одним из ведущих направлений такого взаимодействия является решение задач по подготовке системы управления экономикой к устойчивому и эффективному функционированию в период мобилизации, в период военного положения и в военное время. На это направлен Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти". Данный Указ наделяет высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
4) На основе полномочий, установленных настоящим ФЗ, был принят Указ Президента РФ от 7 сентября 2004 г. N 1146, устанавливающий порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации. Данная функция возложена на Главное управление специальных программ Президента РФ. ГУСП подготавливает Президенту РФ в установленном порядке ежегодный сводный доклад, который необходим для определения целей и задач мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации. При подготовке доклада запрашиваются и получаются в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции ГУСПа, а также проводятся, по согласованию с государственными органами, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, проверки состояния мобилизационной подготовки указанных органов и готовности их ЗПУ. В докладе излагается информация о действиях государственных органов и должностных лиц, влекущих за собой несоблюдение основных принципов и содержания мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Выводы ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации используются:
- при подготовке соответствующих нормативных документов;
- при разработке проектов нормативных правовых актов об организации и проведении мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти и Администрации Президента РФ;
- при разработке мероприятий по обеспечению перевода федеральных органов государственной власти на работу в условиях военного времени.
5) Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
В соответствии со ст. 86 Конституции РФ Президент России полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры как глава государства, представляющий Российскую Федерацию в международных отношениях.
Государственно-правовое управление Президента РФ осуществляет подготовку заключений на проекты межгосударственных и межправительственных договоров Российской Федерации по сотрудничеству в области мобилизационной подготовки и мобилизации об их соответствии Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Управление Президента Российской Федерации по внешней политике во взаимодействии с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет проработку материалов по вопросам внешней политики государства и международных отношений, в том числе по специальным вопросам международного сотрудничества, включая вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации. Управление для осуществления этих задач имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также от организаций и должностных лиц.
6) В случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, Президент России объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Такие мероприятия проводятся в соответствии с настоящим ФЗ и ФЗ "Об обороне".
Президент РФ, являясь Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, согласно ст. 87 Конституции, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. При введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, объявляется общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее.
7) Президент РФ устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время.
В Конституции РФ устанавливается, что общие правовые условия режима военного положения определяются ФКЗ "О военном положении". Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Этот режим предусматривает наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов государственного управления военного времени, военных властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей.
Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.
Режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время устанавливается соответствующим указом Президента РФ.
8) В соответствии с настоящим ФЗ Президенту РФ даны полномочия по установлению порядка организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Данная работа является комплексом мероприятий, проводимых в мирное время и направленных на поддержание организаций, учреждений и предприятий в готовности к переводу на работу в условиях военного времени, обеспечение устойчивого функционирования и выполнения установленных им заданий в интересах удовлетворения потребностей военной организации и экономики страны в особый период.
Полномочия по бронированию реализованы посредством издания Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 890 "Об организации работы по бронированию военнообязанных в Российской Федерации" и Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы". На основании их требований образуется Межведомственная комиссия по вопросам бронирования военнообязанных, которая занимается нормативным и методическим обеспечением работ по бронированию военнообязанных в органах государственной власти и управления, объединениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях (независимо от форм собственности), а также осуществляет организацию и контроль за проведением работ по бронированию военнообязанных.
9) Президенту России настоящим ФЗ и Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" также даны полномочия по предоставлению (приостановлению) права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан. Они направлены на сохранение квалифицированных кадров в организациях различных форм собственности. Такое право определяется президентским указом. Ранее существовало более 16 указов, дающих право на отсрочку. В настоящее время этому посвящены следующие нормативные акты:
- Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 678 "О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, поступившим на работу в научно-исследовательские подразделения Центра специальной техники Федеральной службы безопасности Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 31 июля 2002 г. N 817 "О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 6 февраля 2008 г. N 138 "Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу".
2. В п. 1 комментируемой статьи отмечены основные полномочия Президента РФ в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Вместе с тем в ряде случаев требуется осуществление иных полномочий, не урегулированных настоящим ФЗ, и Президент РФ издает нормативные акты в соответствии со ст. 90 Конституции РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 10 июля 2008 г. N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии". Им обеспечивается в установленном порядке выполнение организациями корпорации мобилизационного плана.
Новый комментарий к статье 4 закона о Мобилизации 2024 года
Статья 4 закона определяет полномочия Президента Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
В соответствии со статьей, Президент Российской Федерации имеет следующие полномочия:
- Определение целей и задач мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. Президент определяет основные цели и задачи, которые должны быть достигнуты в процессе мобилизационной подготовки и мобилизации.
- Издание нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Президент имеет право издавать соответствующие правовые акты, которые регулируют процессы мобилизации и подготовки к ней.
- Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Президент осуществляет контроль и координацию действий различных органов власти, чтобы обеспечить эффективность и согласованность их работы в контексте мобилизационных процессов.
- Установление порядка представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации. Президент определяет требования к представлению докладов о готовности страны к мобилизации и осуществляет контроль за их составлением и представлением.
- Проведение переговоров и подписание международных договоров о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Президент представляет Российскую Федерацию в международных переговорах и заключает соответствующие договоры, направленные на сотрудничество и координацию действий в области мобилизационной подготовки.
- Объявление общей или частичной мобилизации в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации. Президент имеет полномочие объявить общую или частичную мобилизацию в случае агрессии или угрозы агрессии против Российской Федерации, а также при возникновении вооруженных конфликтов, направленных против страны. Это предполагает принятие неотложных мер для мобилизации ресурсов, сил и средств в целях обеспечения национальной безопасности и обороны.
- Установление режима работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время. Президент определяет порядок и режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций во время мобилизации и в период военного времени. Это включает организацию и координацию деятельности этих структур, а также принятие мер для обеспечения безопасности и эффективности функционирования в экстремальных условиях.
- Установление порядка организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Президент определяет процедуры и порядок организации работ по бронированию граждан, которые находятся в запасе и работают в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Это может включать требования к мобилизационной готовности, процедуры призыва и мобилизации этих лиц в случае необходимости.
- Предоставление (приостановление) права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан. Президент имеет полномочие решать вопросы отсрочки от призыва на военную службу в случае мобилизации гражданам или определенным группам граждан. Это может включать временную приостановку призыва на службу или изменение критериев для получения отсрочки в связи с мобилизационными потребностями страны.
Помимо перечисленных полномочий, Президент Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляет и другие полномочия, которые не регулируются данным Федеральным законом. Это дает Президенту гибкость и широкие полномочия для принятия решений и координации действий в случае нестандартных ситуаций, связанных с мобилизационной подготовкой и мобилизацией.
Статья 4 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" подчеркивает важную роль Президента Российской Федерации в организации, координации и принятии решений в области мобилизационных процессов. Эти полномочия предоставляют Президенту необходимые инструменты для эффективной мобилизационной подготовки и мобилизации в целях обеспечения национальной безопасности и защиты государства в случае угрозы или возникновения военного конфликта.