Вы здесь

Статья 4 ФЗ-31 О Мобилизации в РФ. Полномочия Президента Российской Федерации

Новая редакция Ст. 4 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;

2) издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации;

5) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

6) в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

7) устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

8) устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

9) предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан.

2. Президент Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Комментарий к Ст. 4 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Под полномочиями в настоящем ФЗ понимаются официально предоставленные должностному лицу права и обязанности в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

В комментируемой статье рассматриваются полномочия Президента РФ, дающие ему основания осуществлять определенные действия. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Президент России принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в том числе в области мобилизационной подготовки и мобилизации. В частности, он единолично принимает оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами. Например, он имеет право вводить своим решением военное или чрезвычайное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87, ст. 88 Конституции РФ).

Президент РФ, являясь Верховным главнокомандующим, наряду с полномочиями в области обороны утверждает также концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.

1) Осуществление мобилизационной подготовки и мобилизации невозможно без четко поставленных целей и задач. Цель - это руководство к действию по достижению желаемых результатов, которое содержит описание средств, сроков и ресурсов, необходимых для их достижения. Под задачей понимается предписанная работа, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки.

Настоящим ФЗ Президенту России даются полномочия по определению целей и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации по различным направлениям.

Главной целью мобилизационной подготовки и мобилизации является заблаговременная подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к переводу на работу в условиях военного времени, удовлетворение потребностей Вооруженных Сил РФ и других войск, а также обеспечение государственных нужд и нужд населения в военное время.

Достижение вышеуказанной цели возможно только при решении определенных задач, ведущими из которых являются совершенствование мобилизационной подготовки и повышение мобилизационной готовности Российской Федерации и нормативно-правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики и организаций на работу в условиях военного времени. Задачи мобилизационной подготовки и мобилизации поставлены в Военной доктрине Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которые утверждены Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146 и Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537.

Пользуясь своими полномочиями, Президент России определяет задачи мобилизационной подготовки и мобилизации по ряду важных направлений. Так, например, Указ Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 350 "Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации" ставит задачу по поддержанию пунктов управления государством и Вооруженными Силами РФ и иных специальных объектов мобилизационного резерва в готовности к использованию по предназначению в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" направлен на решение некоторых важных задач, среди которых создание, развитие, сохранение и обновление запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов, а также мобилизационных мощностей для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, органов и специальных формирований, а также нужд населения в военное время. В этот перечень задач мобилизационной подготовки и мобилизации, которые относятся к полномочиям Президента РФ, входят:

- подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы и другие войска по мобилизации;

- создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

- подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

- создание условий для работы органов управления всех уровней, в том числе создание запасных пунктов управления;

- организация воинского учета;

- бронирование граждан на период мобилизации и на военное время и т.д.

Задачи по обеспечению исполнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации Указом Президента РФ от 7 сентября 2004 г. N 1146 возложены на Главное управление специальных программ Президента РФ в пределах его компетенции.

2) Президент РФ издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Статьей 90 Конституции РФ устанавливаются полномочия Президента на издание правовых актов. Президент издает указы и распоряжения, которые являются властными актами, обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации, в том числе в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Для регулирования данной деятельности издан ряд документов (более подробно см. ст. 3 настоящего ФЗ).

3) В перечень полномочий Президента РФ настоящим ФЗ включено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Этому вопросу посвящен Указ Президента РФ от 14 ноября 1997 г. N 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации".

Одним из ведущих направлений такого взаимодействия является решение задач по подготовке системы управления экономикой к устойчивому и эффективному функционированию в период мобилизации, в период военного положения и в военное время. На это направлен Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти". Данный Указ наделяет высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

4) На основе полномочий, установленных настоящим ФЗ, был принят Указ Президента РФ от 7 сентября 2004 г. N 1146, устанавливающий порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации. Данная функция возложена на Главное управление специальных программ Президента РФ. ГУСП подготавливает Президенту РФ в установленном порядке ежегодный сводный доклад, который необходим для определения целей и задач мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации. При подготовке доклада запрашиваются и получаются в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции ГУСПа, а также проводятся, по согласованию с государственными органами, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, проверки состояния мобилизационной подготовки указанных органов и готовности их ЗПУ. В докладе излагается информация о действиях государственных органов и должностных лиц, влекущих за собой несоблюдение основных принципов и содержания мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Выводы ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации используются:

- при подготовке соответствующих нормативных документов;

- при разработке проектов нормативных правовых актов об организации и проведении мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти и Администрации Президента РФ;

- при разработке мероприятий по обеспечению перевода федеральных органов государственной власти на работу в условиях военного времени.

5) Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

В соответствии со ст. 86 Конституции РФ Президент России полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры как глава государства, представляющий Российскую Федерацию в международных отношениях.

Государственно-правовое управление Президента РФ осуществляет подготовку заключений на проекты межгосударственных и межправительственных договоров Российской Федерации по сотрудничеству в области мобилизационной подготовки и мобилизации об их соответствии Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Управление Президента Российской Федерации по внешней политике во взаимодействии с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет проработку материалов по вопросам внешней политики государства и международных отношений, в том числе по специальным вопросам международного сотрудничества, включая вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации. Управление для осуществления этих задач имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также от организаций и должностных лиц.

6) В случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, Президент России объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Такие мероприятия проводятся в соответствии с настоящим ФЗ и ФЗ "Об обороне".

Президент РФ, являясь Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, согласно ст. 87 Конституции, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. При введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, объявляется общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее.

7) Президент РФ устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время.

В Конституции РФ устанавливается, что общие правовые условия режима военного положения определяются ФКЗ "О военном положении". Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Этот режим предусматривает наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов государственного управления военного времени, военных властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей.

Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.

Режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время устанавливается соответствующим указом Президента РФ.

8) В соответствии с настоящим ФЗ Президенту РФ даны полномочия по установлению порядка организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Данная работа является комплексом мероприятий, проводимых в мирное время и направленных на поддержание организаций, учреждений и предприятий в готовности к переводу на работу в условиях военного времени, обеспечение устойчивого функционирования и выполнения установленных им заданий в интересах удовлетворения потребностей военной организации и экономики страны в особый период.

Полномочия по бронированию реализованы посредством издания Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 890 "Об организации работы по бронированию военнообязанных в Российской Федерации" и Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы". На основании их требований образуется Межведомственная комиссия по вопросам бронирования военнообязанных, которая занимается нормативным и методическим обеспечением работ по бронированию военнообязанных в органах государственной власти и управления, объединениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях (независимо от форм собственности), а также осуществляет организацию и контроль за проведением работ по бронированию военнообязанных.

9) Президенту России настоящим ФЗ и Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" также даны полномочия по предоставлению (приостановлению) права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан. Они направлены на сохранение квалифицированных кадров в организациях различных форм собственности. Такое право определяется президентским указом. Ранее существовало более 16 указов, дающих право на отсрочку. В настоящее время этому посвящены следующие нормативные акты:

- Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 678 "О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, поступившим на работу в научно-исследовательские подразделения Центра специальной техники Федеральной службы безопасности Российской Федерации";

- Указ Президента РФ от 31 июля 2002 г. N 817 "О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан Российской Федерации";

- Указ Президента РФ от 6 февраля 2008 г. N 138 "Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу".

2. В п. 1 комментируемой статьи отмечены основные полномочия Президента РФ в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Вместе с тем в ряде случаев требуется осуществление иных полномочий, не урегулированных настоящим ФЗ, и Президент РФ издает нормативные акты в соответствии со ст. 90 Конституции РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 10 июля 2008 г. N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии". Им обеспечивается в установленном порядке выполнение организациями корпорации мобилизационного плана.

Новый комментарий к статье 4 закона о Мобилизации 2023 года

Статья 4 закона определяет полномочия Президента Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

В соответствии со статьей, Президент Российской Федерации имеет следующие полномочия:

  1. Определение целей и задач мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. Президент определяет основные цели и задачи, которые должны быть достигнуты в процессе мобилизационной подготовки и мобилизации.
  2. Издание нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Президент имеет право издавать соответствующие правовые акты, которые регулируют процессы мобилизации и подготовки к ней.
  3. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Президент осуществляет контроль и координацию действий различных органов власти, чтобы обеспечить эффективность и согласованность их работы в контексте мобилизационных процессов.
  4. Установление порядка представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации. Президент определяет требования к представлению докладов о готовности страны к мобилизации и осуществляет контроль за их составлением и представлением.
  5. Проведение переговоров и подписание международных договоров о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Президент представляет Российскую Федерацию в международных переговорах и заключает соответствующие договоры, направленные на сотрудничество и координацию действий в области мобилизационной подготовки.
  6. Объявление общей или частичной мобилизации в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации. Президент имеет полномочие объявить общую или частичную мобилизацию в случае агрессии или угрозы агрессии против Российской Федерации, а также при возникновении вооруженных конфликтов, направленных против страны. Это предполагает принятие неотложных мер для мобилизации ресурсов, сил и средств в целях обеспечения национальной безопасности и обороны.
  7. Установление режима работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время. Президент определяет порядок и режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций во время мобилизации и в период военного времени. Это включает организацию и координацию деятельности этих структур, а также принятие мер для обеспечения безопасности и эффективности функционирования в экстремальных условиях.
  8. Установление порядка организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Президент определяет процедуры и порядок организации работ по бронированию граждан, которые находятся в запасе и работают в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Это может включать требования к мобилизационной готовности, процедуры призыва и мобилизации этих лиц в случае необходимости.
  9. Предоставление (приостановление) права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан. Президент имеет полномочие решать вопросы отсрочки от призыва на военную службу в случае мобилизации гражданам или определенным группам граждан. Это может включать временную приостановку призыва на службу или изменение критериев для получения отсрочки в связи с мобилизационными потребностями страны.

Помимо перечисленных полномочий, Президент Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляет и другие полномочия, которые не регулируются данным Федеральным законом. Это дает Президенту гибкость и широкие полномочия для принятия решений и координации действий в случае нестандартных ситуаций, связанных с мобилизационной подготовкой и мобилизацией.

Статья 4 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" подчеркивает важную роль Президента Российской Федерации в организации, координации и принятии решений в области мобилизационных процессов. Эти полномочия предоставляют Президенту необходимые инструменты для эффективной мобилизационной подготовки и мобилизации в целях обеспечения национальной безопасности и защиты государства в случае угрозы или возникновения военного конфликта.