Вы здесь

Статья 3 ФЗ-31 О Мобилизации в РФ. Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Новая редакция Ст. 3 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороне", Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

Комментарий к Ст. 3 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

Правовую основу в области мобилизационной подготовки и мобилизации составляет совокупность законов и иных нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций.

Нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке и выражающий государственную волю, является законом. Он обладает высшей юридической силой, которая заключается в том, что остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им.

Основным Законом Российской Федерации является Конституция. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы принимаются высшими органами государственной власти и могут быть федеральными конституционными (ФКЗ) и федеральными (ФЗ).

Федеральные законодательные акты, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, ею предусмотренным, являются федеральными конституционными законами. Они обладают повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом. К федеральным конституционным законам, регулирующим взаимоотношения в области мобилизационной подготовки и мобилизации, можно отнести ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Так, например, в ст. 20 указанного ФКЗ указано, что Правительство РФ обеспечивает выполнение программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям. В Федеральном конституционном законе от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" определяются условия объявления мобилизации для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Федеральные законодательные акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, являются федеральными законами. Они не должны противоречить федеральным конституционным законам. Ведущим федеральным законом в области мобилизационной подготовки и мобилизации является настоящий комментируемый ФЗ - Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". В нем поднимаются все аспекты исследуемой деятельности. В ст. 20 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" поднимается вопрос о порядке мобилизационной подготовки и проведения мобилизации.

Ряд других федеральных законов является по своей природе комплексным и предполагает межотраслевое регулирование мобилизационной подготовки и мобилизации. К таким нормативным актам относятся следующие ФЗ: от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе"; от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и ряд других.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

В механизме реализации законодательных норм наряду с законами основополагающее значение в качестве юридической основы всей правореализующей деятельности имеют подзаконные акты. Они издаются в соответствии с законом и на его основе. Подзаконный нормативный акт принимается для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм. Они являются незаменимым средством обеспечения исполнения законов.

В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов подзаконные акты делятся на несколько видов.

Ведущее место среди подзаконных актов в правовом регулировании деятельности в области мобилизационной подготовки и мобилизации принадлежит указам и распоряжениям Президента России. Примером служат следующие документы:

- Указ Президента РФ от 23 ноября 1995 г. N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства";

- Указ Президента РФ от 14 ноября 1997 г. N 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации";

- Указ Президента РФ от 2 октября 1998 г. N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности";

- Указ Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 350 "Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации";

- Указ Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах";

- распоряжение Президента РФ от 10 августа 2004 г. N 363-рп и другие.

В пределах своих конституционных полномочий Правительство РФ имеет право издавать нормативно-правовые акты. Акты, имеющие нормативный характер (а также наиболее важные из ненормативных актов), издаются в форме постановлений, акты по оперативным и другим текущим вопросам - в форме распоряжений. Они обязательны к исполнению на всей территории и не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента России.

Различные аспекты мобилизационной подготовки и мобилизации отражены в таких правовых актах, как:

- Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации";

- Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 222 "Об утверждении Положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы";

- Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе";

- Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях";

- Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе";

- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете";

- Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства";

- Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. N 284 "О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих";

- Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России";

- Постановление Правительства РФ от 30 марта 2010 г. N 194 "Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе";

- распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 134-р;

- распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. N 2205-р.

Значительное число нормативных правовых актов, касающихся деятельности по мобилизационной подготовке, приняты различными федеральными органами исполнительной власти. Ведущим нормативным правовым актом федеральных органов исполнительной власти является приказ, который содержит предписания обязательного характера. Он подписывается руководителем ведомства. Среди этой категории нормативно-правовых актов особое значение имеют такие документы, как:

- Приказ Министра обороны РФ от 3 мая 2001 г. N 202 "Об утверждении Инструкции по подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования";

- Приказ Минфина РФ от 25 мая 2001 г. N 40н "О порядке учета органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации операций по финансированию расходов федерального бюджета на осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации";

- Приказ Минздрава РФ от 20 августа 2001 г. N 341 "О целевом усовершенствовании мобилизационных работников, медицинского персонала специальных формирований, специалистов формирований медицинской службы гражданской обороны";

- Приказ Минтранса РФ от 7 декабря 2004 г. N 39 "О Межведомственной комиссии Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации по морскому и речному транспорту";

- Приказ Минтранса РФ от 23 августа 2005 г. N 97 "Об утверждении Правил предоставления в 2005 году субсидий организациям транспорта, осуществляющим приобретение автомобильной техники для пополнения подвижного состава автомобильных колонн войскового типа";

- Приказ Федерального агентства по образованию от 30 мая 2006 г. N 453 "Об утверждении Положения о подготовке подведомственных Рособразованию образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования к работе в особый (исполнительный) период";

- Приказ Минобороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663";

- Приказ Минобороны РФ от 19 ноября 2007 г. N 500 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719";

- Приказ Минобороны РФ от 17 мая 2007 г. N 185 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333";

- Приказ Федерального агентства по образованию от 30 мая 2006 г. N 453 "Об утверждении Положения о подготовке подведомственных Рособразованию образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования к работе в особый (исполнительный) период";

- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 14 мая 2007 г. N ГК-304фс "О создании эвакуационной комиссии в центральном аппарате Федеральной службы по надзору в сфере транспорта";

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2007 г. N 154 "Об учебно-методических центрах по оценке степени защищенности сферы деятельности Минобрнауки России от чрезвычайных (кризисных) ситуаций и повышению квалификации руководителей, специалистов мобилизационных органов, гражданской обороны, профессорско-преподавательского состава направления подготовки (специальности) "Безопасность жизнедеятельности";

- Приказ Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации";

- Приказ Федерального агентства по образованию от 14 декабря 2007 г. N 2338 "Об утверждении Положения об эвакуационной комиссии Федерального агентства по образованию";

- Приказ Главного управления специальных программ Президента РФ от 11 марта 2008 г. N 9 "О государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации и Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации";

- Приказ МВД РФ от 6 октября 2008 г. N 861 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России" и другие.

Возможно издание совместных приказов различных ведомств. Примером служат такие документы, как:

- Приказ Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе";

- Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утв. Министерством экономического развития и торговли РФ, Минфином РФ и МНС РФ от 2 декабря 2002 г. N ГГ-181, 13-6-5/9564, БГ-18-01/3;

- Приказ Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 18 июля 2005 г. N 151/94н "О порядке учета органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации операций по финансированию расходов федерального бюджета на осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации";

- Приказ МВД РФ и Минобороны РФ от 21 сентября 2009 г. N 724/881 "О порядке взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов при предоставлении сведений о транспортных средствах, зарегистрированных за гражданами Российской Федерации и подлежащих учету в военных комиссариатах";

- Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах".

Для предписаний по отдельным вопросам федеральные органы исполнительной власти издают распоряжения. В качестве примера можно привести распоряжение Госкомимущества от 7 декабря 1992 г. N 1041-р "О приватизации предприятий транспорта, имеющих мобилизационные задания".

Федеральные органы исполнительной власти принимают и такие нормативные акты, как положения. Данные документы утверждаются руководителем ведомства или объявляются приказом.

Субъекты Российской Федерации (республики, края, области) не вправе принимать законы по регулированию мобилизационной подготовки и мобилизации. Органы государственной власти субъекта РФ совместно с территориальным органами, осуществляющими мобилизационной подготовку и мобилизацию, принимают меры по совершенствованию данной деятельности в регионе.

Например, Законодательное Собрание Вологодской области приняло Постановление от 22 марта 2006 г. N 188 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "Об обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

Постановления и распоряжения, касающиеся мобилизационной подготовки и мобилизации, издаются органами исполнительной власти.

Так, например, губернатором Саратовской области издано постановление от 10 августа 2005 г. N 211 "О создании эвакуационной комиссии при Правительстве Саратовской области" и распоряжение от 20 февраля 2006 г. N 115-р "Об организации в органах исполнительной власти Саратовской области воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе".

По вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации местного значения органами местного самоуправления принимаются решения.

Примером служит решение Думы Ханкайского муниципального района Приморского края от 18 августа 2009 г. N 565 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке в Ханкайском муниципальном районе".

Должностным лицом местного самоуправления издается постановление или распоряжение, обязательное для исполнения на территории муниципального образования.

Так, например, распоряжением главы администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 19 апреля 2010 г. N 7с-р утверждено Положение об отделе мобилизационной подготовки.

Организации различных форм собственности по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации могут издавать нормативные акты в виде приказов, распоряжений, указаний.

Организация работ и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с:

- Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне";

- распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. N 151-рп "О Перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне";

- Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 "О представлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны";

- Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443 "Об утверждении Правил разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне";

- Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 608 "О сертификации средств защиты информации".

Новый комментарий к статье 3 закона о Мобилизации 2024 года

Статья 3 закона о Мобилизации указывает, что основой для мобилизационной подготовки и мобилизации служат следующие правовые акты: Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороне", Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", сам текущий Федеральный закон, а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие данную область.

Эти правовые акты предоставляют законодательный фреймворк для мобилизационной подготовки и мобилизации, определяют права и обязанности граждан, органов власти, организаций и военных формирований в процессе мобилизации. Они также устанавливают процедуры и порядок проведения мобилизационных мероприятий, включая объявление мобилизации, механизмы мобилизации ресурсов и перевода органов и структур на работу в военное время.

Статья 3 подчеркивает важность соблюдения правовых норм и актов в области мобилизационной подготовки и мобилизации, чтобы обеспечить соблюдение законности, защиту прав и интересов граждан и эффективную координацию действий при реализации мероприятий по мобилизации.

Таким образом, статья 3 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" обозначает основные правовые основы, на которых строится регулирование и осуществление мобилизационной подготовки и мобилизации в стране.