Вы здесь

Статья 1 ФЗ-31 О Мобилизации в РФ. Основные понятия

Новая редакция Ст. 1 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 1 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»

1. В большинстве государств, в т.ч. и в Российской Федерации, выработана определенная система взглядов на подготовку к вооруженной защите и на саму вооруженную защиту. В этих целях разрабатывается основополагающий документ, закрепляющий главные направления данной деятельности. В Российской Федерации таким актом стратегического планирования является Военная доктрина. Она утверждена Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146, в ней важное место уделяется мобилизационной подготовке и мобилизации.

В настоящем ФЗ и других нормативно-правовых актах ведущее место занимает понятие мобилизационной подготовки. В Военной доктрине один из разделов также посвящен мобилизационной подготовке экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Весь смысл мобилизационной подготовки заключается в заблаговременной подготовке экономики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. Она проводится в мирное время и включает в себя целый комплекс мероприятий. В этот комплекс прежде всего входят разработка и регулярная коррекция мобилизационного плана Российской Федерации, утверждаемого Президентом России, который, в свою очередь, представляет собой комплекс различных мероприятий, проводимых в мирное время. Мобилизационный план является документом особой важности, в котором указаны мобилизационные мероприятия и порядок их проведения. Он неразрывно связан с Планом стратегического развертывания Вооруженных Сил РФ.

Оба документа, как правило, готовятся в Генеральном штабе и утверждаются высшим руководством страны. В мобилизационном плане отражены основные направления подготовки экономики страны на военный период, к которым относятся:

- подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода на работу в условиях военного положения и в военное время;

- создание, совершенствование и эффективное функционирование системы мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

- оптимизация и развитие потребных мобилизационных мощностей и объектов;

- создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах;

- создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технической документации для военного времени;

- сохранение и развитие объектов экономики, необходимых для ее устойчивого функционирования и выживания населения в военное время;

- подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в условиях военного положения;

- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на работу в соответствии с установленными планами;

- своевременное и в полном объеме финансовое обеспечение решаемых военной организацией государства задач;

- оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государств;

- развитие научно-технической, технологической и производственной базы страны, Вооруженных Сил РФ и других войск, военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности;

- обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в продукции военного назначения, а также в технологиях их разработки и производства;

- интеграция гражданского и военного секторов экономики страны и координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения военной безопасности;

- создание инфраструктуры государства с учетом решения задач по обеспечению военной безопасности;

- повышение уровня социального обеспечения военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и других войск, а также граждан, работающих в оборонном промышленном комплексе;

- обеспечение функционирования и совершенствование систем мобилизационной готовности и мобилизационной подготовки экономики и населения страны;

- накопление и содержание запасов материальных средств;

- осуществление взаимовыгодного международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;

- выполнение международных договоров РФ в военно-экономической сфере.

Важным положением мобилизационного плана является создание и подготовка специальных формирований, которые в военное время используются в составе Вооруженных Сил либо в интересах экономики страны (примером таких формирований служат народное ополчение, истребительные и партизанские отряды, трудовой фронт и т.д.). В этих целях осуществляется организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, а также подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

Для достижения надлежащего уровня обеспечения необходимых потребностей Вооруженных Сил и населения в военное время мобилизационная подготовка предусматривает форсированное поэтапное наращивание производства военной и иной необходимой продукции. Данная деятельность возможна при создании и поддержании мобилизационных резервов (производственных площадей, станочного оборудования, запасов сырья и т.п.), топливно-энергетической базы, создании и применении упрощенных технологий по производству востребованной в военное время продукции. В условиях военного времени Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям, федеральным органам и специальным формированиям требуются значительные объемы различной техники. В этих целях в комплекс мобилизационной подготовки включаются мероприятия, направленные на ее подготовку и поставку при объявлении мобилизации.

В период мобилизации и в военное время большое значение имеет подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами, что также отражено в планах мобилизационной подготовки.

Для проведения в полном объеме обеспечивающей деятельности в период мобилизации и в военное время необходимы специалисты различных профилей, поэтому мобилизационная подготовка предусматривает бронирование граждан.

В целях успешной реализации всех пунктов мобилизационного плана подготавливаются соответствующая документация и схемы реорганизации всех уровней управленческого аппарата, создаются в установленном порядке запасные пункты управления, а также систематически проводятся учения и тренировки по мобилизационному развертыванию.

На нужды мобилизационной подготовки в Российской Федерации, как и в других странах, расходуются значительные объемы денежных средств бюджетов различных уровней государственной власти, а также организаций и предприятий. Такое финансирование мобилизационной подготовки проводится в порядке, определяемом Правительством РФ, и производится для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Работы по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации и субъектов РФ ведутся по договорам (контрактам), заключенным по инициативе соответствующих органов государственной власти.

Совместным Приказом Минэкономразвития России, Минфина России, МНС России от 2 декабря 2002 г. N ГГ-181, 13-6-5/9564, БГ-18-01/3 утверждено Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики.

Указанное Положение обеспечивает методологическое и организационное единство в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и налоговых органов по реализации мер экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Военная угроза или вооруженная агрессия в отношении страны предполагает приведение в необходимое состояние соответствующих структур согласно мобилизационному плану. Такие действия и являются мобилизацией, которая включает в себя комплекс различных мероприятий.

Прежде всего мобилизация направлена на перевод Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Они должны приступить к выполнению своей основной задачи - отражению агрессии против Российской Федерации и ее союзников, нанесению поражения войскам (силам) агрессора и принуждению его к прекращению военных действий на условиях, выдвигаемых Российской Федерацией. Мобилизация для силовых структур состоит из нескольких направлений. К ним относятся укомплектование личного состава до полных штатов военного времени, доукомплектование войск боевой техникой, авто-, мототехникой и другими средствами передвижения, пополнение материальной части (то есть обмундирования, вооружения и снаряжения), формирование новых частей войск, управлений и заведений, необходимых на время войны, и т.д.

Для успешного проведения мобилизации государству необходимо всегда иметь в запасе армии такое число офицеров и рядовых, которое равнялось бы разнице между штатами мирного и военного времени. В местах проведения мобилизации необходимо иметь в постоянной готовности запасы материальной части и военной техники для комплектования частей. Первое достигается организацией мобилизационного резерва армии, второе - устройством неприкосновенных запасов и созданием резервов техники. Конечная цель мобилизации - с самого начала войны приобрести перевес над противником в боевой готовности войск.

Распределение и последовательность действий по мобилизации излагаются в особых наставлениях (данные документы являются секретными и предназначены для служебного пользования), где по дням точно обозначается весь ход мобилизации каждой части. Каждое ответственное лицо должно быть осведомлено о своих обязанностях на случай мобилизации и по получении соответственных распоряжений немедленно приступать к их исполнению.

В зависимости от масштабов проведения мобилизация подразделяется на два типа. Общая мобилизация распространяется на все Вооруженные Силы, проводится на всей территории страны. Частичная мобилизация охватывает войска одного или нескольких военных округов (флотов) или отдельные соединения (объединения). Проводится такая мобилизация лишь на определенной части территории государства. Согласно Указу Президента РФ от 20 сентября 2010 г. N 1144 "О военно-административном делении Российской Федерации" в России сформированы четыре военных округа - Центральный военный округ, Южный военный округ, Западный военный округ и Восточный военный округ.

Определение вида мобилизации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, масштабов ее проведения каждый раз зависит от складывающейся политической, военной и международной обстановки.

Объявление мобилизации, согласно ст. 87 Конституции РФ, Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", Федеральному закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", входит в компетенцию Президента России. Он объявляет о мобилизации в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В условиях военного времени происходит перевод на соответствующий режим экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Выполнение обязанностей по переводу экономики страны на военное производство возлагается на Правительство РФ, субъектов РФ, муниципальные образования, организации и должностные лица этих организаций. Данная деятельность регулируется федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и иными нормативными актами (подробнее см. комментарий к ст. 3 настоящего ФЗ).

Новый комментарий к статье 1 закона о Мобилизации 2024 года

В соответствии с данной статьей 1 закона о Мобилизации, основной целью мобилизационной подготовки является обеспечение готовности государства к мобилизации в случае угрозы безопасности Российской Федерации, защиты ее суверенитета и территориальной целостности, а также интересов граждан и общества.

Для достижения этой цели закон устанавливает следующие принципы мобилизационной подготовки и мобилизации:

  • обязательность государственной службы и выполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации;
  • комплексность и системность мер по мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • своевременность и оперативность мер по мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • единство усилий всех органов государственной власти, общественных объединений и граждан в выполнении задач мобилизационной подготовки и мобилизации.

Таким образом, статья 1 федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» является важным документом, определяющим цели и принципы организации мобилизационной подготовки и мобилизации в России. Это позволяет государству обеспечить свою безопасность и защиту интересов граждан в случае угрозы со стороны внешних и внутренних факторов.

Пояснения к статье 1 Закона о Мобилизации в РФ

Данная статья определяет основные понятия, связанные с мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации.

В пункте 1 статьи уточняется, что мобилизационная подготовка включает комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, с целью подготовки экономики, органов власти, организаций и военных сил к защите государства от вооруженного нападения и обеспечению потребностей государства и населения во время военного конфликта. Это включает как экономические меры, такие как мобилизация ресурсов, так и военные мероприятия, например, подготовка специальных формирований.

Пункт 2 определяет мобилизацию как комплекс мероприятий по переводу экономики, органов власти, организаций и военных сил на работу в условиях военного времени. Это включает переориентацию экономических ресурсов, перевод органов власти и организаций на работу в военных условиях, а также мобилизацию Вооруженных Сил и других военных формирований.

Статья также указывает, что мобилизация может быть общей или частичной, и конкретные мероприятия при объявлении мобилизации определяются в соответствии с данным законом и нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.

В целом, эта статья закона устанавливает основные понятия, связанные с мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации, и определяет цели и области действия этих процессов в случае военной угрозы или конфликта.